проект:   cih.ru / архи.всё -> архи . бионика
   Метод архитектурной бионики МЕХАНИЗМ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
Строительство
 

Исторический подход к изучению живой природы с архитектурными целями изменялся в соответствии с потребностями и переменами в стилевых направлениях архитектуры. Как выглядит метод архитектурной бионики сегодня?

Представьте себе раковину в руках архитектора. Если ее увеличить в тысячу раз , она чем - то напоминает архи­ тектурные формы — покрытие над большим стадионом , цирком , концертным залом : такое же складчатое образование , но чем - то неуловимым привлекательнее, изящнее , живописнее . В чем дело ? Почему раковина кажется совершеннее по форме , чем покрытие над стадионом ? Нельзя ли эту красоту перенести в архитектуру ? А мо­жет быть, за этой красотой , за этой гармонией скрыва­ется и что - то полезное? Вполне возможно! В живом мире — множество интересных форм , но как к ним подой­ ти , с чего начать , чтобы обнаружить , изучить , оценить и правильно использовать то , что нам нужно , что полезно для архитектуры ? На эти вопросы должна ответить ар­хитектурно - бионическая методика исследования при­ родных форм .

Метод архитектурной бионики — это своеобразный " механизм ", который помогает , с одной стороны , сде­ лать эффективными научные результаты архитектурно - бионических исследований , что способствует их быст­рейшей реализации в архитектурной практике , с другой , формирует основу для преодоления встречающихся различных извращений , дискредитирующих архитектур­ но - бионические идеи .

Что же мы подразумеваем под методом? Об этом нужно заранее сказать в связи с наличием различных его трактовок .

Известно , что метод , взятый на вооружение для достижения той или иной поставленной цели , — это порядок действия , отражающий ( но не копирующий ) суть иссле­ дуемых процессов , их содержание . Содержание контро­лирует также границы метода .

Метод — это система с обратными связями : содержа­ ние явления ^ механизм метода . Отсюда , чем глубже познаются явления , тем совершеннее становится метод : метод динамичен и не может быть догматизирован .

А вот что говорил по поводу взаимосвязи содержа­ ния и метода великий немецкий поэт , философ , натура­ лист Гёте : " Метод без содержания ведет к пустому умнича - нию . Содержание без метода— мечтательство ".

Вместе с тем метод не тождествен содержанию ( и по методу нельзя давать определение науке , хотя сам метод может стать объектом науки ).

Об этом , на ошибке , например Н . Винера , пишет М . Сетров : ". . . создав абстракцию машины и обнаружив , что под эту абстракцию подходит организм , некоторые кибер­нетики заявляют , что между машиной и организмом нет разни­ цы , имея в виду при этом уже конкретную машину .

Метод в отличие от объективного явления , например живой природы , — всегда абстракция . Следовательно , не научной была бы трактовка объективных законов развития живой природы , как " метода развития ". Та­ кое понимание возможно лишь в Смысле абстрагиро­ванного человеческим мышлением действий законов развития живой природы .

Метод архитектурной бионики , как , впрочем , и сама бионика , историчен . Вначале люди познавали внешние ( общие ) признаки явления , отсюда на заре формирования человечества появляется в архитектуре , как уже говорилось , подражание формам живой природы и строительной деятельности животных . ( Возможно , это было и не подражание , а проявление сходной с живот­ ными сущности человека , однако , суть дела от этого не менялась .)

В египетской архитектуре отмечалось активное применение законов образования форм живой природы ( цветы и стебли растений папируса, лотоса в капителях и
колоннах ), например , с изобразительными целями. Позже зодчие Египта , а затем и античной , Древней Гре­ции стали осваивать природные формы , имея в виду не только изобразительные , но и конструктивные задачи. Иначе говоря, они стали глубже проникать в процессы живой природы .

Взять , например , историю изучения скорлупы ку­риного или вообще птичьего яйца. К ней обращались еще в старине . Известный зодчий раннего Возрождения Брунеллеско, создавая купол Флорентийского собора , освоил законы геометрии скорлупы яйца. Одновремен­но через геометрию он перебросил мостик к его конст­ рукции , к тектонике , т . е . освоил красоту механической работы конструкции (рис . 1).

То же самое произошло при проектировании Плане­ тария в Москве (рис . 2) : архитекторы М . Барщ и М . Си­ нявский использовали природную форму яйца в геомет­ рически - тектоническом плане (1927 — 1929).

В настоящее время бионики , изучая форму птичьего яйца , переходят к более глубокому анализу . Они прони­ кают в происхождение " технологии " производства и пытаются решить вопросы — откуда такая форма , с чем она связана ? А производство яйца есть как бы ми­ниатюрная фабрика , на конвейерной линии которой создаются в единстве форма , конструкция и функции живого организма . Принципы производства яйца пыта ю тся изучить инженеры , чтобы затем внедрить их в тех­ нологию производства строительных конструкций .

Изучается структура скорлупы яйца . Оказывается , < го она состоит из семи слоев . Каждый слой имеет свое функциональное назначение . В результате — скорлупа чйца предохраняет живой , развивающийся организм от различных неблагоприятных атмосферных воздей - гтвий . В то же время она позволяет зародышу потреб­лять необходимую норму влаги , ассоциированной из отмосферы , дышать , осуществлять обмен веществ и т . д . Скорлупа не пропускает снаружи воду , но в обрат­ ном направлении способна отдавать излишки влаги — она дышит . Здесь — полупроводниковый принцип . Вот так в комплексе изучается эта форма . Не только ее геометрия , красота , но и технология , конструкция и другие принципы ее формообразования . На базе этих знаний совершенствуется и метод исследования птичьего яйца и других природных структур .

В наше время есть тенденция привлечь в архитекту­ ру для решения ее творческих проблем методы точных наук , например математики и кибернетики . В принципе это не противопоказано , так как трудно резко отделить одно явление в мире от другого . Но здесь не может быть подмены этими методами собственно творческого метода в архитектуре , а отдельные попытки такого рода.

Скорлупа яйца — использование конструкции и формы . купол Флорентийского собора Сайта Мария дель Фьоре , 1420 — 1434 гг . Архит . Брунеллеско

Рис . 1. Скорлупа яйца — использование конструкции и формы . Скорлупа яйца и купол Флорентийского собора Сайта Мария дель Фьоре , 1420 — 1434 гг . Архит . Брунеллеско существуют .

Купол планетария в Москве , 1929 г . Архитекторы М . Барщ и М . Синявский

Рис . 2. Купол планетария в Москве , 1929 г . Архитекторы М . Барщ и М . Синявский ( фото Л . В . Кучинского)

Каждый сформировавшийся метод , касается ли это науки или художественного творчества , имеет тенден­ цию не к выходу в другие области знания и деятель­ ности , а к " эгоцентризму ", к совершенствованию самого себя .

Однако существуют методы , ближе или дальше от­ стоящие один от другого . В этом отношении метод архитектурной бионики весьма близок к методу архитектурного творчества , поскольку они связаны между собой весьма родственными процессами формо­ образования . Кроме того , здесь помогает и синтетич­ность архитектурной бионики , имеющей дело с комп­ лексными , сгармонизированными системами живой при­роды , в которой неразрывно слились физические свой­ства структур с функцией жизнедеятельности и с красо­ той ее форм . Оценка последней связана с исторически закономерным процессом эстетического освоения чело­ веком форм живой природы и использование законов красоты живой природы в различных областях твор­ ческой деятельности человека.

  . страницы:
1
2
3
4
5
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 


    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005 — 2015, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.