проект:   cih.ru / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
Строительство
 

ЕДИНСТВО ФУНКЦИИ И ФОРМЫ - ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ГАРМОНИИ

Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы.

Смена времен года , дня и ночи , определенные перио­ ды цветения растений , цикличность роста и развития живых организмов , их умирание и возрождение приве­ли к таким понятиям , как ритмы , симметрия — асимметрия , пропорции , тектоника и др ., ставшие в процессе развития искусств , архитектуры основными средствами гармонизации форм как выражения единства объективно - субъективных законов художественного творчества . В сфере интересов архитектурной бионики находится и этот аспект изучения живой природы с архитектурными целями .

Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы . Проблема функции и формы в утилитарном плане в архитектуре заключается в том , чтобы найти такое соответствие формы ( технических средств формообра­ зования ) , которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта , т . е . удов­ летворение определенных социальных потребностей че­ ловека .

Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования .

В диапазоне качества функционирования архитектур­ ного объекта возможны различные варианты взаимо­ действия функции и формы , возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов .

В известные архитектурно - исторические эпохи на проблему соотношения функции и формы складыва­ лись свои взгляды , выразившиеся в концепциях " функционализма " и " формализма ".

Мы не задаемся целью решить все научные вопросы , касающиеся взаимосвязи функции и формы в архитек­ туре , однако изучение аналогичных отношений в живой природе , думается , поможет пополнить наши познания об этой сложной системе .

Живая природа открывает нам законы гармонии взаимосвязи функции и формы . Их конкретные образы могут и не совпадать с архитектурными , хотя есть прецеденты и обратного ( например , постройки человека и животных ). Вместе с тем известно , что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах , что дает основание пользоваться зако­ нами , общими для архитектуры и живой природы .

Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому по­нятию системности и целостности.

Обратимся к существу понятия функции и формы и к их трактованию в архитектуре и живой природе .

Как известно , в жизни не может быть функции без формы , а формы без функции . Однако существуют и относительно самостоятельные закономерности развития и функции , и формы , на стыке которых возникают противоречия , заставляющие искать пути их разрешения и на уровне творческого процесса архитектора , и на уровне строительной технологии .

В философии и архитектуре рассматривается взаимосвязь " содержания " и " формы ". Мы затронем этот вопрос лишь в той мере , в какой это необходимо , чтобы перейти к понятию функции , родственной , но не тож­ дественной содержанию .

Так , понятие функции приближает нас к пониманию о бъективных законов движения , развития , функциони­ рования , без чего невозможно говорить о целостности и гармонии , в то время как понятие содержания более статично и необязательно включает в себя формулиров­ ку развития , движения и цели . Функция же подразуме­вает также и цель — целесообразность действия . Соот­ ношение же ее с формой вскрывает и процесс ее мате­ риализации , т . е . фактически технологию создания мате­ риальной формы — создания продукта , который , по вы­ ражению К . Маркса : "... есть потребительная стоимость , ве­ щество природы , приспособление к человеческим потребностям посредством изменения формы " [1, т . 23].

Исследование взаимосвязи функции и формы — это в итоге рассмотрение деятельности и ее физического результата . Однако в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах : собственно форма , структура и пространство . Такое подразделение понятия формы важно и с точки зрения строительной технологии , поскольку характеризует различные уровни использования ее средств .

Форма , структура , пространство являются однопо - рядковыми категориями , выражающими ( в совокуп­ ности со временем ) способ существования материи , включающей также зависимость геометрических харак­ теристик материальной формы , структуры и пространст­ва от физических свойств материи . Однако между ними есть и различия . Если понятие пространства как бы по­ глощает понятие формы и структуры в отношении при­дания ему смысла — способа существования материи , то форма , индивидуализируя понятие пространства , трактуется как внешний вид содержания , очертание предмета , а структура — как внутренняя форма . В архи­ тектуре ( как в живой природе ) эти понятия конкрети­ зируются и связываются с материальным воплощением их в жизнь . И здесь разделение понятия формы , структу­ры , пространства начинает приобретать не только поня­ тийный , но и реальный смысл , который дает возмож­ ность применить в определенных пределах различные трактовки формы , структуры , пространства . Вместе с тем в жизни все это сливается в одно нераздельное целое .

Рассматривая материальные выражения функциони­ рования , мы оперируем взаимосвязью функции с фор­мой , которая представляет здесь и структуру , и прост­ ранство . Вместе с тем , по мере надобности , осуществля­ ется переход от функции непосредственно к структуре и пространству . Понятие формы в архитектуре остается все же обобщающим символом выражения законченнос­ ти того или иного процесса , или его этапа , средством приведения множества ( элементов архитектуры ) к целому . В этом контексте структура выступает как про­ цесс на пути становления формы , а пространство — как множество связанных между собой форм . Форма оказы­ вается как бы средним звеном между структурой и пространством . Однако весь процесс синтезирования отдельных элементов архитектуры принято называть в теории архитектуры формообразованием . С целью сокра­ щения мы будем пользоваться для обозначения этих связей обобщенным символом МФСП ( материальная форма — структура — пространство ).

Чтобы придти к реальному процессу гармонизации , интересно проследить различие в эффекте результатив­ ности функции и формы .

Функция изменяется по иерархическому закону , от части к целому , к постепенному формированию прису­щего им ( архитектуре , живой природе и т . д .) основного назначения , поведения и т . д .

Поэтому функция , по словам советского философа и биолога М . И . Сетрова , может быть охарактеризована как " отношение части к целому , при котором само су­ ществование или какой - либо вид проявления части обеспечивает существование или какую - либо определен ную форму проявления целого ", и , добавим , без целого элементарные функции не могут проявляться как функции объема .

Если говорится о функции жилой комнаты , то имеет­ ся в виду и функция квартиры . Функция последней понимается лишь в связи с жилым домом , дом — с микрорайоном , последний - с жилым районом , а жилой район—с городом . Без функции жилой ячейки не может иметь место существование никакой другой выше ее стоящей по иерархической лестнице функционирую­щей системы ( так же , как без функции живой клетки теперь уж , на современном уровне эволюции , нельзя говорить о функции организма . Одноклеточные же организмы тоже не существуют самостоятельно , а входят в популяции и т . д .). Функция архитектуры как общественного явления наиболее ярко проявляется на уровне жилого района , города , расселения .

Форма ( МФСП ) же , наоборот , если ее абстрагировать от функции , в своем развитии подчиняется закону сло­жения ( вычитания ), поскольку МФСП может существо­вать по частям , может делиться , дробиться и каждая часть осуществлять свою функцию независимо от дру­ гой : рост здания в процессе строительства , рост организ­ ма , образование пород земли .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 


    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005 — 2015, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.