проект:   cih.ru / архи.всё -> архи . бионика
   ПОВТОРЯЕМОСТЬ (СТАНДАРТ) И КОМБИНАТОРНОСТЬ ФОРМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
Строительство
 

ЧТО ТАКОЕ СТАНДАРТ?

Современная архитектура — это эпоха массового внедрения типовых решений и использования стандартных элементов, изготовленных индустриальным способом.
Не преувеличивая, можно сказать, что проблема стандарта — основная и самая сложная в современном массовом строительстве. Несмотря на то что архитектурный стандарт имеет свою историю (о чем мы подробнее будем еще говорить), его настоящая история началась практически сегодня. Отсюда и те неровности развития архитектуры, основой которой являются стандарт и сборность. Именно отсутствие достаточного опыта в овладении стандартом привело к однообразию архитектуры массовых зданий и некоторым неудобствам жизни в новых домах и микрорайонах. Вместе с тем стандарт всегда будет ставить определенные границы архитектурному творчеству, поэтому-то и стоит вопрос о достижении максимальной эффективности или "гибкости" стандарта, применяемого в архитектуре.
За последние годы советские архитекторы и инженеры сделали очень много в деле освоения стандарта в архитектуре. Результаты их работы — застроенные районы Москвы (Ясенево, Вешняки-Владычино), Ленинграда (Васильевский остров), Киев (Березняки), Вильнюса (Жирмунай и Лаздинай), Ташкента, Навои, Тольятти и других городов. Но потребности растут, и работа продолжается прежде всего в направлении создания такой системы стандарта в архитектуре, которая бы максимально освободила творческие поиски проектировщиков в организации удобной и эстетически полноценной среды для жизни человека.
Стандарт в архитектуре (не претендуем на исчерпывающее определение) — это изготовленные индустриальным способом, однотипные по размерам, форме, конструктивным особенностям элементы, многократно повторяющиеся в объектах архитектуры (рис. 1). От понятия стандарта неотделимо понятие сборности. Из стандартных элементов собираются типовые здания, а в последнее время в связи с внедрением в московскую практику строительства "Единого каталога унифицированных индустриальных изделий" — индивидуальные по своему облику дома. Но об этом ниже.
Однако сборность, стандарт — вовсе не новость, не изобретение современной архитектуры. Мы не знаем точно, когда впервые человек применил их в строительстве, но еще египтяне, сооружая храмы и пирамиды, выкладывали их из стандартных блоков, заготовленных из естественного камня весом до 2,5 т. Для того времени и того уровня строительной техники такие элементы было далеко не просто освоить. И нас всякий раз удивляет человеческая мудрость, позволившая преодолеть такой вес — вес панелей современных крупнопанельных зданий!
С какой легкостью, с какой скоростью в наше время монтируют дома из крупных панелей. Когда стрела башенного крана переносит панель из района склада изделий на монтаж, она, висящая в воздухе на большой высоте, кажется нам тонкой легкой пластинкой. Еще более изумляешься современной строительной технике, когда она "играет", как детскими кубиками, блок-секциями на квартиру весом около 30 т!
Однако жители острова Пасхи около 1000 лет назад вырубили из каменных глыб, заметьте, "стандартных" богов-идолов весом до сотни тонн и транспортировали их на десятки километров к океану, чтобы водрузить на каменные пьедесталы. Конечно, у них было много времени. Наш же стандарт должен соединять в себе максимально большой вес с возможностью наименьших затрат времени на его производство, транспортировку и монтаж — этого требует эпоха.
Но вернемся к египтянам. Они предпринимали также попытки укрупнить сырцовый кирпич. В Каирском музее хранятся два древнеегипетских крупных блока-сырца размером 82x52x30 см и весом около 230 кг каждый. По объему такой блок превосходил современный кирпич в 74 раза! Известно, что в Древней Греции при строительстве храмов и крепостных стен из стандартных блоков естественного камня применялась особая сложная система маркировки. А в Москве в ХУП в. существовал специальный рынок "Скородом", где продавались типовые деревянные сборно-разборные дома.
В начале ХУ1М в. застройка ряда районов Санкт-Петербурга осуществлялась типовыми, или, как их тогда называли, "образцовыми", преимущественно кирпичными домами. Они предназначались для различных слоев населения и имели четко выраженное сословное различие. Так, были разработаны дома для "подлых" (ремесленников, мелких торговцев и пр.), для зажиточных и для именитых людей, различающиеся вместимостью и богатством отделки.
В 1722 г. был издан первый правительственный указ "О строении крестьянских дворов в погорелых и вновь строящихся селах и деревнях" по "образцовому" чертежу. Однако на практике соблюдалась лишь одна его часть — расположение изб в линию, вдоль улиц.
После пожара была полностью перестроена на основе регулярного плана, составленного в 1763 г., Тверь (г. Калинин). Ее застройка состояла из однородных или стандартных домов. Для этого специально была разработана серия типовых ("образцовых") проектов с учетом социальных групп населения. Применялись сблокированные, составленные вместе дома, выстроившиеся во всю длину центральных кварталов и улиц так называемым "сплошным фасадом". Однако, и это особенно интересно, типовое проектирование того времени не превратилось в механическое повторение образцов . В проектах определялись лишь общие габариты и пропорции зданий. Соответственно потребностям застройщика допускалась известная свобода внутренней планировки и архитетурной отделки фасадов.
Даже такие уникальные объемы архитектуры, как Парфенон или Эрехтейон (У в. до н.э.), в античной Греции построены из стандартных элементов: мраморные "барабаны" колонн, блоки стеновой кладки, мраморная черепица и т.д. Правда, эти стандартные элементы были одноразового применения — только для данного архитектурного объекта. Межвидовая унификация стандартных элементов и их машинное производство, рассчитанные на массовое строительство (массовую повторяемость) , — характерная черта нашего времени. В принципе с ней и вошли в советскую архитектуру 20-х годов стандартизация и индустриализация.

ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТАНДАРТ

До недавнего времени номенклатура индустриальных изделий разрабатывалась на основе типового проекта. В проектах дома как бы "разрезали" на части (недаром у проектировщиков существует термин "разрезка") и на основе этих частей создавались стандарты ("закрытая" система проектирования). Число разре-зок, следовательно, и стандартов стремились свести к минимуму (учитывая их вес, мощность транспортных средств и оборудования, возможность технологического исполнения деталей). Затем запускали разрезку в производство. Из полученной таким образом продукции можно было построить только один тип дома — исходный объект операции с разрезкой. В результате в жилых районах различных городов стали появляться дома-близнецы

Пришлось увеличить число типовых проектов и ороовать их серийный выпуск, создавая для каждого «о них или только свой, или несколько видоизменен-
й набор деталей. В результате значительно увеличи-и число типовых деталей, что, с одной стороны, -сзволило сделать массовую застройку менее однообразной, с другой — менее экономичной. С разработкой анировочных вариантов квартир, ростом требований, оедъявляемых к архитектуре, совершенствованием«хнологии производства и конструирования стандарта ж элементов зданий формировалось новое направлее. Оно подразумевало обратный ход по сравнению с •предыдущим методом типового проектирования — протировать не типовые дома , а типовые детали, из ко-•орых можно было получить различные варианты зданий "открытая" система проектирования). Большое значеие здесь имела межвидовая унификация — выявление :ходных закономерностей и параметров различных тизв жилых домов и зданий культурно-бытового назначеия. В Москве этот процесс завершился созданием "Единого каталога унифицированных индустриальных изделий". Из деталей, включенных в этот каталог, уже начали монтировать жилые дома. Появление каталога сделало возможным конструирование стыков панелей, позволяющих одни и те же панели применять и в каркасных зданиях, и в зданиях с поперечными несущими стенами.
Открытая система типового проектирования родилась в Советском Союзе давно. Еще в 1920-х гг. группа
архит. М. Гинзбурга проделала большую работу по разработке принципов индустриализации и типизации жилищного строительства. В частности, именно ею был поставлен вопрос о необходимости типизировать не сами дома, а стандартные элементы. Последние должны обладать максимальной вариантностью, а их сочетания — давать разнообразные формы жилых зданий.
В 1930 г. известный советский теоретик градостроительства Н.А. Милютин в своей книге "Соцгород" писал: "Советский населенный пункт должен быть честен и прост в своих формах, как честен и прост рабочий класс; разнообразен, как разнообразна жизнь; стандартны должны быть лишь части, из которых создаются здания, а не сами здания; экономичен в затраченном материале и обслуживании, а не в пространстве и объеме; радостен, как радостна природа. Наконец, он должен быть удобен, светел, гигиеничен" [ 1 ].
В высказывании Н.А. Милютина заложена мысль значительно более широкая, чем поставленный нами здесь вопрос, но она связывает его посредством стандарта с целью архитектуры. Именно всем этим предъявляемым к архитектуре основным требованиям и должен отвечать стандарт. Добавим лишь, что наше время
дополнило их, и в итоге задачи стандарта заключаются в следующем:
соответствовать всем необходимым функциональным изменениям — планировочной системе домов, квартир и других помещений, отвечающих динамике демографического состава населения;
обеспечивать удобство и комфорт проживания; учитывать размеры обычной мебели, координировать форму и размеры встроенной мебели, кухонного оборудования;
считаться с требованиями освещенности и акустики;
быть технологичным и экономичным в производстве, в процессе транспортировки к месту строительства и монтажа на строительной площадке;
удовлетворять санитарно-техническим, гигиеническим и противопожарным требованиям;
способствовать формированию красоты зданий и их комплексов.
Все эти свойства должны быть заложены в каждом элементе здания, сделанном из железобетона.

  . страницы:
1
2
3
4
5
6
7
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
Василина Орлова — home page
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 


    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005 — 2015, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.