проект:   cih.ru / архи.всё -> архи география
  Архитектура Омска         -> pda - версия
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
строительство


Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

С середины XVIII в. началось заселение лесостепного пространства Прииртышья. Пионеры заселения Сибири, выходцы из северо-восточных уездов Руси, перенесли в Сибирь свой плотницкий опыт, умение использовать лес в качестве основного строительного материала. Первоначально переселенцы рубили небольшие избушки. С устройством хозяйства ставили из-бы, пятистенки или дома из двух изб с ходом через сени. Позже такие дома стали рубить в одной связи (трехкамерные жилища) и класть печи с дымоходами. В ряде сел Большереченского, Горьковского, Муромцевского, Колосовского, Крутинского районов еще сохранились дома по-стройки конца XVIII – начала XIX вв. Это памятники деревянного зодчества.
Представление о жилищах сибиряков дает рисунок города Тары, исполненный в 1734 го-ду. На нем преобладают однокамерные жилища, избы. Из 60 строений, контуры которых четко обозначены, лишь пять домов двухкамерные. Большинство строений показаны высокими, при-строенные сени – ниже уровня волоковых окон. Очевидно, избы стояли на подклетях, о чем со-общается и в описаниях. На рисунке Тары лишь на воеводском доме показаны три дымовые трубы. На остальных домах и избах труб не показано, но на всех обозначены по одному или по два волоковых окна под крышей с вырубом в 1 – 2 ряда. Курные избы преобладали в деревнях.
С середины XVIII в. в Таре, а затем и в новой Омской крепости развивается кирпичное производство и начинается возведение каменных строений.
В 1755 году начато строительство Спасской церкви в Таре.
Сибирские церкви не отличались большим разнообразием. Немногие группы строителей, как правило, переходя от объекта к объекту, переносили в очередную стройку черты предыду-щей. Но, творчески используя традиции, они в каждое здание вносили новые элементы. Возве-денная в Таре тобольскими мастерами Спасская церковь по многим деталям повторяет Михай-лоархангельскую, Крестовоздвиженскую и другие тобольские церкви, но вместе с тем в ее оформлении есть оригинальные мотивы.
Спасская церковь - единственный в Омском Прииртышье яркий образец сибирского ба-рокко. Как многие храмы Тобольска и Тюмени, она имеет трехчастную «трапезную» схему ком-позиции кораблем, состоящую из здания основного храма, трапезной и притвора, на котором возведена колокольня. Пропорции основных частей строго выдержаны, трапезная немного уже храма и еще уже четырехгранник притвора, на который поставлен трехъярусный восьмерик ко-локольни. Здание двухэтажное. Первые этаж, который служил зимней церковью, заканчивается сводчатым потолком. Основной объем церкви составляет кубический четырехугольник двух-светного второго этажа, являвшегося летней церковью. С восточной стороны к храму примыка-ет алтарь, заканчивающийся полукруглой абсидой с небольшой главкой на уровне окон второго яруса основного объема. Широкие арочные проемы соединяют первый и второй этажи с алтарем и трапезной. Очень выразительный контраст низкого полутемного первого этажа из светлого пространства летней церкви, венчающей сводчатый потолок. Как и в тобольских церквях, купольное завершение Спасской церкви покоится непосредственно на четверике основного объе-ма. Но тарская церковь не имеет фигурных фронтонов, украшающих тобольские и тюменские церкви.
Характерный признак архитектуры сибирского барокко – контрастно убывающие храмо-вые венчания. Купол тарской церкви увенчан восьмигранной вытянутой главой с луковичным завершением. На четырехграннике притвора – трехъярусный восьмерик колокольни с широкими проемами звонницы с вытянутыми главой и шпилевым завершением.
Особую художественную архитектурную ценность Спасской церкви придает красочное украшение стен наличника с напряженными дуговыми фронтонами. Наличники выложены ле-кальным кирпичом, что присуще стилю барокко. Они оформлены в виде профильных козырьков на колонках, перехваченных «дыньками», в чем угадываются черты древнерусского членения надоконных козырьков. Орнаментированы кирпичными выступами и стены.
В церковных архивах год окончания строительства Спасской церкви указывается 1776. В этих же архивах начало службы помечено 1760 годом. Вероятно, первый этаж был закончен и в нем начали службу. Окончание же колокольни, штукатурку и роспись иконостаса могли завер-шить в 1776 году. И средства собираемые с прихожан, не позволяли весть интенсивные работы.
Спасская церковь Тары – капитальное сооружение. Она сложена из большемерного кир-пича на известковом растворе. Толщина стен первого этажа 165 см, второго – 133 см. Общая высота более 40 метров. Церковь простояла более 220 лет. Ее кладка и штукатурка хорошо со-хранились. Лишь в последние десятилетия нанесен некоторый урон внешнему оформлению зда-ния.
Кроме Спасской, в Таре были построены: в 1776 году Богородская, в 1783 – Николаев-ская, в 1789 – Тихвинская, в 1792 – Успенская и в 1831 – Парасковеевская. Лицо городов в XVIII – XIX вв. определяла культовая архитектура. Высокие и нарядные церковные здания ук-рашали города. В Таре на высоком увале и берегу Аркарки стояло четыре церкви.
Первым каменным строением Омска стало здание крепостного Воскресенского собора. По проекту, составленному в 1764 году И. Малмом, собор в новой крепости должен был размес-титься вдоль улицы, идущей от Тарских ворот к центральному плацу, т.е. с севера на юг. При-сланный из Тобольска на строительство собора как «знающий в архитектуре каменного строи-тельства» Иван Черепанов обнаружил не правильность в постановке собора на плане крепости. Собор алтарем обращался на юг, а не на восток, как этого требовали церковные правила. Ошиб-ку исправили. Из-под Семипалатинска был доставлен камень для фундамента и заложено осно-вание здания. После этого работу продолжал Козьма Черепанов «столько же в каменном строе-нии знающий, как и его брат».
В оформлении Воскресенского собора уже нет излишеств барокко, заметны черты более строгого стиля.
В отличие от Спасской церкви Воскресенский собор не имел аналогов с тобольскими по-стройками и являлся оригинальным строением. Его основной корпус составлял единое целое с трапезной и более напоминал здание гражданской архитектуры. Толщина стен – 165 см. Собор стал главным сооружением крепости. Высокий с двумя ярусами окон центральный объем, за-вершенный обитыми белой жестью пятью главами и трехъярусной колокольней с шатром доми-нировал над окружающей местностью. Архангелы на куполе были изображены в казацких папа-хах. В центральной фигуре угадывались черты легендарного атамана Ермака. Воскресенский собор до наших дней не сохранился.
Существовавшая в старой крепости деревянная церковь Сергия Радонежского после воз-ведения Воскресенского собора была разобрана и перевезена в село Горнокулачинское. Позднее на месте Спасских ворот старой крепости была поставлена Ильинская церковь, простоявшая до середины тридцатых годов нашего столетия.
В 1792 году на восточной стороне крепостного плаца возле генералитетского дома была построена каменная лютеранская кирха, сохранившаяся до наших дней. Это – одноэтажное зда-ние, с восточной стороны к нему пристроена полукруглая абсида алтаря. На главном фасаде – небольшой выступ, завершающийся треугольным фронтоном, на котором укреплена чугунная плита с датой постройки здания. В первоначальном виде здание венчало по центру небольшая барочная восьмигранная башенка с остроконечным шпилем. В начале XX в ее перенесли на южную сторону здания, в последствии она была разобрана.
Примечателен декор памятника. Он выдержан в стиле барокко. Окна имеют простые прямоугольные сандрики и криволинейные обрамления. Углы здания округлены и раскрепова-ны пилястрами.
В Омске сохранился еще один памятник храмового строительства – казачья Никольская церковь, образец русского классицизма первой половины XIX в. Чертежи церкви были выпол-нены выдающимся русским архитектором В. П. Стасовым.
Строительство Никольской церкви началось в 1833 году и завершилось в 1840 году. Фа-сад притвора украшают полуколонны и разетки между ними. Южный и северный фасады основного храма прикрывают мощные порталы со строгими фронтонами над ними. Колонны пор-тиков слегка сужаются кверху, что еще больше усиливает их монументальность.
В Никольской церкви хранилась главная святыня Сибирского казачьего войска – знамя Ермака. По легендам это знамя было изготовлено в вотчинах Строгановых и прислано Ермаку после победы над Кучумом.
С конца 18 века в Омске и в Таре начинается строительство каменных административных и жилых зданий. Более активное такое строительство продолжалось в первой половине 19 века. Многие здания, построенные в этот период, являются историческими и архитектурными памят-никами. Старейшие из них – здание бывшей гауптвахты.
Строительство гауптвахты началось в 1781 году. К этому времени в архитектуре уже рас-пространился классицизм, но в оформлении гауптвахты еще заметны черты барокко в надокон-ных карнизах. В стиле барокко построена и башенка, увенчивающая здание. В простоте и стро-гости составных частей здания гауптвахты, ее оформления уже заметны черты и нового стиля.
На фасадной стороне гауптвахты – небольшие выступы, в середине – фронтон. При пер-воначальном оформлении на уровне боковых выступов первый этаж прикрывался крытой гале-реей на шести колоннах. Позже галерея была разобрана, и фасад здания открылся для обозрения. Нижний этаж отделан рустовкой. Стены второго этажа – гладкие, прерываются четырьмя пилястрами в центральной части и надоконными барочными украшениями.

  . страницы:
1    
2    
3    
     
     
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
возвращение Буратино
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн ©  



    © 2003—2015, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.