проект:   cih.ru / архи.всё -> архи география
  Украинское барокко         -> pda - версия
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
строительство


Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём в одних подра-жали итальянским первоисточникам, в других –восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий при том, что основ-ным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной вырази-тельности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колон-ны и пилястры , фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувст-ва.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использова-нием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобе-режья и Слобожанщины , воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского на-рода 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло ина-че. Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика като-лической экспансии . Именно этой политикой объясняется строительство большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это базилика с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для многочис-ленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты ба-рокко стали присущи и другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского арсе-нала во Львове, 1635 г.)
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией, начался но-вый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобе-режной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры –Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Пе-ряславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил При-каз каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел рас-пространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик, на Украину приезжа-ют русские мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера прино-сят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того вре-мени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых позже работали в Рос-сии. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий опре-делённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и худо-жественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельст-вом было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Ком-понентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отлича-ло её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип древне-русской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранив-шим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, пере-крытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчлене-ны пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуко-лонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала XVIII вв. можно отне-сти многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная чернигов-ского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко, «подлинный шедевр национального архитектурного стиля» . Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хо-зяйственные помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Ца-пенко писал, «дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного на-родом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.»
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням –киевскому Со-фийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора)

  . страницы:
1    
2    
3    
     
     
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
проект для Самары
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн ©  



    © 2003—2015, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.