проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Перспективы развития архитектуры жилых зданий
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

Многие, в том числе и я, принимали участие в создании архитектуры жилища второй половины прошедшего века. Выполняя социальный заказ по обеспечению каждой советской семьи отдельной квартирой, мы находили решения в максимальной индустриализации и стандартизации строительства и теории красоты природных форм. Я не хочу никого и ничего “очернять” — все мы работали, как могли, и поставленные задачи выполняли. Но то, что, может быть, было хорошо вчера, не обязательно подходит сегодня.
Нам всегда были известны недостатки панельных домов: жестко фиксированные параметры помещений из-за совмещения конструктивных и ограждающих функций стен и перегородок, низкая звукоизоляция помещений, ненадежность стыков панелей и их высокая теплопроводность и т.д.

Многие из нас — хотя “теоретики” убеждали нас в обратном — прекрасно понимали, что безликая архитектура жилой застройки ни в коей мере не может быть художественным произведением. Тем не менее, и в этих условиях за счет интересных градостроительных решений были созданы достаточно выразительные композиции.
Однако все в мире имеет свой предел. Пора признать, что и то направление в жилищном строительстве, которому мы следовали полвека, исчерпало свой ресурс, а архитектурно-строительная наука уже сегодня дает нам в руки новые конструкции и материалы, представляющие значительно большие возможности для проектирующих архитекторов. Кроме того, сегодня стало ясно, что стандартизация и массовое тиражирование изделий вовсе не является обязательным условием эффективности строительного производства.

На мой взгляд, роль архитектурной науки в настоящее время резко меняется. Если в прошлом она в основном мотивировала и разъясняла решения, принятые партией и правительством, то сегодня задачи архитектурной науки — стимулировать творческий поиск, на основе анализа практики и экспериментального проектирования подсказывать направления этого поиска, исследовать объективные параметры проектной деятельности. Это не значит, что она должна диктовать и ставить рамки для творческой работы, как это случалось раньше, преподносить готовые рецепты на все случаи жизни. Но дать генеральное направление поиска — это ее долг. Тем более, что сегодня архитектурная (а может, правильнее — архитектурно-строительная) наука включает в себя изучение и идеологических вопросов, и технологических проблем, и творческих дисциплин, и культурных течений, и чисто конструктивных исследований и вопросов, связанных со строительными материалами и конструкциями.

Итак, пришло время, когда необходимо сделать следующий шаг в направлении новой архитектуры, придать новые качества архитектурным решениям на качественно новом художественном и техническом уровне. Это стало ясно не только специалистам, но и простым потребителям строящегося жилья. Люди отвергают концепцию жилища, возникшую в середине прошлого века, считают панельные дома жильем низшего сорта, и этому, оказывается, имеется объективная причина. Человек как биологический вид сформировался в условиях природного многообразия, и его зрительный аппарат ориентирован на сложившиеся веками ритмы, пропорции, размеры, существующие вокруг него. И если классическая и лучшие образцы современной архитектуры учитывали эти условия, создавая комфортную визуальную среду, то современная массовая жилая застройка начисто их отвергла.
Агрессивная (наличие в поле зрения значительного количества одних и тех же элементов) и гомогенная (большие плоскости при минимуме деталей) направленность массовой жилой застройки, как выяснили ученые-биологи, приводит человека в визуальный стресс, постепенно разрушающий его психику, а постоянное созерцание агрессивной среды даже расстраивает зрение.
Не решены сегодня вопросы не только видеоэкологии, но и соответствия новостроек элементарным экологическим требованиям. Широко применяемые сегодня балконы, лоджии, эркеры, формирующие фасадные поверхности, зачастую не только не придают зданию привлекательного вида, но и ухудшают, а порой и уничтожают необходимую инсоляцию и освещенность помещений, неоправданно увеличивают теплопотери. Проблем много. Но нельзя сказать, что поиск новых направлений архитекторами и конструкторами не ведется. Многие из них, занимающиеся проектированием жилья, поняли, что наступило другое время, требующее иных подходов.

Но любому практическому нововведению, а тем более крупномасштабной реформе жилищного строительства, должна предшествовать достоверная научно обоснованная теория, в данном случае — теория архитектуры современного жилого здания, тесно связанная с современными конструктивно-технологическими системами.
Первый шаг, думается, уже сделан. Он состоит в том, что мы, пусть и не совсем единодушно, приходим к убеждению, что только разделение функций несущих и ограждающих конструкций освобождает нас не только от пут незыблемости габаритов помещений, но и от монотонности фасадных решений сборных домов.
Следует признать, что разработанная в УП “Институт БелНИИС” (Минск) специально для гражданских зданий каркасная система, отмеченная не так давно Государственной премией, может стать основой для разработки жилых домов с разнообразными и отвечающими требованиям видеоэкологии архитектурными решениями. Залогом этого должен стать развеянный миф о том, что самые дешевые дома являются продукцией ДСК. Это неправда, что некрасивый дом обязательно самый дешевый. Возможно, к этому тезису привела идеология уравниловки, обезличивания “народных масс”. Конечно, крупнопанельные дома оказались более дешевыми, чем кирпичные. Но уже построенные в каркасных конструкциях серии Б1.020.1-7 дома оказались реально дешевле панельных! Сегодня ведутся исследовательские работы по усовершенствованию этих конструкций, при которых материалоемкость и трудоемкость их возведения наверняка станет еще ниже. Вот это и есть основной путь снижения стоимости строительства.
К сожалению, 50 лет господства ДСК дают о себе знать и в мышлении архитекторов. Новые каркасные дома могли бы быть менее “скованы” в художественном отношении, больше радовать глаз, имея большую индивидуальность. Но пока в сознании архитекторов еще сильна инерция “минимализма” прошлых лет и боязнь “украшательства”.

А ведь сегодня доказано (опять не архитекторами, а биологами), что декор, гармонизирующий архитектурную среду, не просто украшает здание — он необходим с точки зрения видеоэкологии для нормальной жизнедеятельности людей, так как он физиологически рационален и экологичен.
В то же время, если в современной архитектурной практике мы имеем целый ряд стилевых направлений, в которых выполнены знаменитые крупные общественные здания, если западные теоретики полагают, что в этом жанре архитектура высоких технологий, основанная на компьютеризации, прочно войдет в культуру нового тысячелетия, то концепция архитектуры жилища сегодня практически не разработана. 
Ясно одно: жилой застройке следует вернуть ту роль, которую она играла до 1954 года — роль архитектурных ансамблей в комплексе с общественными зданиями, используя весь положительный и учитывая отрицательный опыт второй половины XX в.
С целью решения этой задачи Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь утвердило к выполнению научно-исследовательскую тему, рассчитанную на 3 года “Разработать принципы архитектурного проектирования современных жилых зданий массового назначения в прогрессивных конструктивных системах и подготовить комплект нормативной документации с учетом социально-экономических, экологических и других условий Республики Беларусь”. В этом году предполагается выполнить научный анализ средств и приемов архитектурной композиции жилых зданий с учетом наработанного опыта современной проектной практики и натуральных обследований и дать предложения по принципиальным направлениям формирования фасадных поверхностей жилых домов в современных строительных системах. Результатом этого исследования должно стать издание практических рекомендаций по проектированию, которыми смогут пользоваться как проектировщики, так и эксперты директивных органов.

  . страницы:
1
2
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © В.Н. АЛАДОВ, строительство и недвижимость
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.