проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

   Феодальный период /Часть I

 

"Россия никогда ничего не имела общего
с остальною Европою, что история ее
требует другой мысли, другой формулы."

А.С. Пушкин

Слово "цивилизация" (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеет ныне множество толкований. Все их не привести, но некоторые определения здесь нужны. Так в общем смысле, понятие "цивилизация" это высшая стадия развития человечества во всех сферах его деятельности. Однако историческое развитие шло неравномерно по времени, территориям, сферам прогресса. Поэтому из всего человечества стали выделять высокоразвитые общности: этно-языковые (арийские, семитские... цивилизации), культовые (христианские, мусульманские, буддийские...), географические (ближневосточные, индокитайские, американские...), культурно-исторические и др.

Локальных самобытных цивилизаций культурно-исторического типа (терминология Н.Я. Данилевского) насчитывают 25. Это цивилизации Арийская, Парсийская, Аккадо-Шумерская, Вавилонская, Египетская, Еврейская, Эгейская, Расенская (Этрусская), Эллинская, Персидская, Эллинистическая, Римская, Западно-Славянская, Юго-Славянская, Арабская, Тибетская, Индийская, Индокитайская, Китайская, Японская, две староамериканские: Ацтекская и Майянская, наконец, три европейских христианских: Романо-Германская (Западно-Европейская "1 го Рима", сейчас просто Европейская или даже Западная), Греко-Византийская (Южно-Европейская, "2 го Рима"), Русская (Восточно-европейская "3 го Рима"). Ныне из Европейской цивилизации пытается выцедиться новая Американская цивилизация США.

Многие из этих локальных культурно-исторических сущностей различных эпох, базировавшиеся на развитых народах, нациях, слагавшиеся в могучих государствах, царствах, империях и существовавшие столетиями, даже тысячелетиями, наиболее ясно и ярко проявлялись в архитектуре, градостроительстве, запечатлеваясь в них своими особенностями. Сохранившиеся древние памятники до сих пор выступают своеобразными знаками-символами таких цивилизаций: пирамиды - Египетской, зиккураты — Вавилонской, акрополи — Эллинской, Колизей, Пантеон — Римской... И, конечно, повсюду — разнообразные храмы, храмы.. — символы мятущегося человеческого духа в поисках Божественной истины.

Настоящий очерк-конспект посвящен указаниям на самобытные, своеобразные памятники русского народа. Цель очерка — обратить внимание на то, чем архитектура, города Русской цивилизации выделялись, отличались от архитектуры, городов иных цивилизаций. 13 отобранных для рассмотрения тем, помимо кратких пояснительных текстов, снабжены еще отсылками к более обширным и подробным, большей частью, авторским же статьям в имеющейся литературе.

Русская цивилизация зародилась где-то в V веке и существует как самобытная, высокоразвитая культурно-историческая общность вот уже полторы тысячи лет. За все это время, базируясь на оседлом русском племени, народе, нации, она развивалась в стране с разными названиями и прошла эпохи: первобытнообщинного строя (Русь Малая, Русская земля, до IX в.), феодализма (Русская земля, Русь Великая, Руссия, Российская империя, сер.IX – нач. XIX вв. — когда закончилась перепланировка всех древнерусских городов), капитализма (Россия, Российская империя, XIX — нач. XX вв.), социализма (Советский союз, нач. XX — кон.XX вв.), наконец, анархии (снова Россия, Российская федерация, с кон.XX в.). Из всех эпох, прежде всего, заметно выделятся эпоха феодализма период существования которой длился почти тысячу лет, то есть 2/3 времени существования всей цивилизации. В этот ранний, наиболее длительный период самобытной жизни русского народа сложился его, народа неповторимый менталитет и, как следствие, своеобразие его архитектурного и градостроительного наследия. Всем этим период, как базисный, заметно выделяется из периодов последующих, "претендуя" на более внимательное рассмотрение.

Эпоха русского феодализма еще недавно изображалась если не в черных, то темных красках. Указывали на беды бесконечных войн удельных князей между собой в раздробленной еще с ХII века на мелкие княжества Руси, нещадную эксплуатацию крестьянства, беспросветный крепостнический уклад жизни народа с ХVI века в Русском централизованном государстве... К такому восприятию русского средневековья приучали долго и упорно. Был только один предмет гордости - воинская история Руси в борьбе с иноземными завоевателями.

Что же касается культуры, искусства русского народа, то в контексте мировой культуры оценка их ныне невелика, особенно со стороны помешанных на европоцентризме историков. До середины ХV века Русь оценивается как "провинция" Византии, а после исчезновения "Второго Рима" — как зона православного "сектанства", раскола (схизмы) Европейской христианской католико-протестанской цивилизации. Ведь когда еще в середине XI века произошло отделение католиков от вселенской церкви, то "в ногу" пошел лишь папа Римский, — другие четыре патриарха шли уже "не в ногу", как позднее пятый, Московский патриарх, сменивший во вселенской церкви отпавшего папу Римского.

Новые исследования недавнего времени показали, что культура и искусство феодальной эпохи в целом чрезвычайно высоки по своему уровню, чем они были обязаны гармоничному развитию человеческого общества и его интеллектуальному подъему. Это стало особенно заметно при сопоставлении культур разных эпох нашим замечательным философом А.Ф. Лосевым. Его оценки явлений стали даже неожиданными.

"Эпоха великой духовной культуры, великих исканий и высших достижений человеческого духа, "наивысшей свободы" — это эпоха феодализма. "Бог — вот где подлинная свобода". Ей предшествует античный рабовладельческий строй — наиболее близкий к совершенству феодализма (на Руси рабовладельческого строя вообще не было, — Г.М.).

Я утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплуатации трудящихся, а к истине — так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть церковь и послушание ей... Феодально-крепостнический уклад... является предельной высотой в истории человечества, двигаться дальше человечество могло только вниз... Капитализм, социализм, анархизм - это ступени, которые проходит "каббалистический дух" на пути к своему окончательному раскрытию и безраздельному овладению миром" ("Источник". Вестник архива президента РФ, Ф 4, 1996, с. 123).

О "духовной" сущности искусства средневековья писал также А.В. Прахов в конце XIX века: "Христианство выступило с началами, противоположными языческим. На место обоготворения личной, эгоистической земной жизни и Плоти, оно ставит обоготворение Духа, а идеал жизни переносит за пределы гроба. О физическом совершенстве нет и помина, сторона плотская преследуется как начало враждебное, так как плоть — эгоистична, а идеалом христианина стало самопожертвование.

Вместо красоты форм, художнику пришлось воспроизводить красоту духа лиц, не вымышленных фантазией, но действительных, исторических, так как сама история поднята была на пьедестал высшего идеала. Эти исторические личности могли зачастую вовсе не иметь красоты, плоть стыдливо прятали, и искусству ставилось задачей рассказать великие духовные поступки и деяния этих людей" (Древности, XI, вып. III, М., 1887, с.3).

Выступившая открыто на арену мировой истории в середине IX века (войны за свои интересы с Византийской цивилизацией Аскольда, Олега, Игоря, Святослава, Владимира), Русь уже с конца Х века стала также заметно отличаться своей архитектурой, городами от архитектуры и городов окружавших Русскую землю стран и народов: прибалтийских, закарпатских, кавказских, среднеазиатских.

До сих пор историки изучали наши старинные города, их застройку преимущественно в рамках категории "функция — форма". Уже здесь обнаружились значительные особенности городов в структуре, планировке, застройке, градостроительной композиции. При этом старались отмечать национальную самобытность, архитектурное своеобразие, необычные облик, красоту.

Но русские феодальные города, их застройка как раз наиболее интересны под углом зрения "духовной" категории "содержание — форма". А в этом аспекте они еще почти не рассматривались. И здесь возникают вопросы: какой смысл, какую информацию закладывали в облик, образ городов русские зодчие-"хитрецы"? О чем "говорят", или правильнее сказать "молчат" до сих пор наши старинные златоглавые города? Наконец, какова символика русской архитектуры и градостроительства? "Русь, дай ответ! — Не дает ответа" — говаривал раньше в подобных случаях Николай Гоголь.
  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.