проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Ампир  Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

Салонные живописцы Второй Империи считали себя последователями Ж.-О.-Д. Энгра, выдающегося художника академического направления, поздние произведения которого действительно близки салонной живописи. Только немногие художники отваживались "дать бой" парижскому Салону. Это Э. Делакруа, великий живописец французского Романтизма, и Г. Курбе, "взломавший двери Салона" изображениями грубых и коренастых орнанских крестьян. В 1863 г. в Париже был организован "Салон Отверженных", где выставляли свои картины, отвергнутые жюри официальных Салонов, Г. Курбе, Э. Мане, Э. Буден, Дж. Уистлер. В 1874 г. выступили импрессионисты. В мебели аристократических гостиных почти безраздельно господствовал стиль "булль", главным образом продукции парижской фирмы семьи Вассмю. В керамике тон задавал Ж.-Т. Дэк, успешно подражавший фаянсам Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения и турецким полуфаянсам.

 

АННИНСКИЙ ПЕРИОД

Ф.Жирардон. Памятник Людовику XIV. Уменьшенная модель. 1699. Бронза. СПб. Эрмитаж
АННИНСКИЙ ПЕРИОД - Период развития русского искусства в годы правленя Анны Иоанновны (1730-1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике историка В. Ключевского, "Это царствование - одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений". Петербург в те годы был в запустении.
Еще при жизни Петра Великого люди селились там неохотно. Под страхом казни они возводили требуемые "образцовые" фасады, но внутри дома оставались необжитыми. А со смертью Петра "началось всеобщее бегство из Петербурга". В царствование Петра II двор переехал в Москву. Анна Иоанновна вначале поселилась в подмосковном Измайлове. Но уже с 1730 г. "полетели грозные указы взошедшей на трон государыни, направленные на спасение дядиного "парадиза" и увесилительных дворцов близ него". В 1732 г. с большой помпезностью двор был возвращен в "Северную Пальмиру".
Город возрождался, но художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями, своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в петровскую эпоху (см. "петровское барокко"). Парадокс аннинского периода состоял в том, что возврат к архаичному "византинизму" и показной пиетет к православию сочетались с абсолютным засильем немцев. "Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор". Во главе стоял всемогущий курляндский герцог Бирон. По меткому выражению современника "царицыны мартышки и дураки, сказители и толкователи снов завершенно выражали стиль эпохи". Придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730-1732 гг. был Бартоломмео Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой. В 1732 г. в этой должности его сменил знаменитый в будущем архитектор Ф. Б. Растрелли Младший, но расцвет его творчества относится к периоду развития русского искусства в царствование Елизаветы Петровны (см. елизаветинское рококо).
Характерные для аннинского периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Растрелли - автор выдающегося произведения, первого конного памятника в русском искусстве - Петру Великому (1720-1724). Но этот памятник удалось отлить в бронзе Растрелли-сыну и А. Мартелли только в 1747 г., а установлен он лишь в 1800 г., перед Михайловским замком. Прообразами композиции памятника послужили конные статуи Итальянского Возрождения, статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1699) и конный памятник курфюрсту Фридриху-Вильхельму II в Берлине, созданный А. Шлютером (1703) (рис. 263). Большое влияние при дворе имел немецкий архитектор И. Я. Шумахер, брат советника Академии наук И. Шумахера, известного своими интригами против М. Ломоносова. В 1737 г. Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии молодой русский зодчий Петр Еропкин. Именно он разработал трехлучевую систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица), которая сохранилась и поныне. Иван Коробов, один из первых петровских "пенсионеров", обучавшийся строительному делу в Голландии, с 1728 г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня с золоченым "шпицем" и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее Еропкин и провел свои "три луча". В аннинское время работал талантливый русский архитектор Михаил Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д. Трезини. В 1728-1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св. Симеония и Анны, личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях "петровского барокко", но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего, в ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной (рис. 268).
В Москве строили И. Бланк, И. Мичурин, И. Мордвинов, А. Евлашев, И. Жеребцов. Выдающимся живописцем был Луи Каравакк, в 1716 г. при Петре I прибывший из Марселя. Его творчество, близкое по стилю французскому Рококо, в полную силу развернулось при императрице Анне. Русским учеником этого художника был И. Вишняков. Но "птенцам гнезда петрова" в эти годы приходилось туго. Кабинет-министр А. Волынский пытался противостоять немецкой партии Бирона, но потерпел поражение. В 1740 г. он был арестован и обвинен в государственной измене. Арестованы и вместе с ним казнены его единомышленники инженер А. Хрущев и архитектор П. Еропкин. В Сибирь были сосланы архитектор И. Бланк и живописцы братья Никитины. Показательна и эволюция стиля живописцев портретистов Ивана и Романа Никитиных, посланных в 1717 г. царем Петром учьться в Италию. В годы правления Анны эти художники вернулись к старорусскому парсунному стилю. Творческий спад испытал и петровский "пенсионер", "первый русский живописец" Андрей Матвеев. Иван Вишняков также дополнил стиль Каравакка парсунными элементами, с 1739 г. он возглавлял "живописную команду" Канцелярии от строений в Петербурге.

 

АР ДЕКО

АР ДЕКО - (франц. Art Deco - сокращение от названия выставки "L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes" - "Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств", состоявшейся в 1925 г. в Париже) - художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.
Получил распространение в 1918-1939 гг. во Франции, отчасти в других европейских странах и США. Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Для этой выставки знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье, один из основателей конструктивизма и функционализма, спроектировал и построил павильон "Эспри Нуво" (франц. "Esprit Nouveau" - "Новый дух"); знаменитый художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и "стеклянный интерьер" павильона Севрской фарфоровой мануфактуры.
Если для архитектора Ле Корбюзье его произведение знаменовало отход от конструктивизма к идеям, позднее получившим название "неопластицизма", то для ювелира Р. Лалика - эволюцию от прихотливо изогнутых линий и флореалъных стилизаций Ар Нуво к более простым геометрическим формам. В целом стиль "Ар Деко" можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну "интернационального стиля". В искусстве Ар Деко продолжаются излюбленные темы и мотивы Модерна - точнее стиля Ар Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность, но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Именно эти качества отличают интерьеры, оформленные по проектам Ж. Деламара, архитек-турно-дизайнерские разработки Р. Малле-Стевенса, ювелирные изделия мастеров парижской фирмы Картье.
С искусством Модерна рубежа XIX-XX веков стиль Ар Деко объединяет и желание многих художников (исполняющих волю богатых заказчиков) создать иллюзию благополучия и "роскошной жизни" в трудные годы "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами. Это был последний "шикарный стиль" европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое. Духовная растерянность и смешение эстетических критериев, будто предвещавших ужасы второй мировой войны и пустоту первых послевоенных лет, заслонялись сознательной, программной эклектикой ретростилей. В ход пошли элементы Ампира, архаики египетского и крито-микенского искусства, соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства.
Открытие искусства Амар-ны, гробницы египетского фараона Тутан-хамона (1922), оказывали на вкусы людей столь же сильное воздействие, как и обтекаемые формы новейших локомотивов и автомобилей. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки "стильных вещей" - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались "павильон коллекционера", "ателье художника". Такие интерьеры создавались "с шиком" 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют "стилем Риц" (англ. Ritz Style). Показательно, что первая выставка художников-сюрреалистов состоялась в Париже в том же 1925 г. В декоративных росписях Ар Деко и вновь вошедших в моду витражах и мозаике изображались женские "извращенные фигуры" в экспрессионистски изломанных движениях, деформированные - с фантастически развитой "мужской" мускулатурой. Все это свидетельствовало о кризисе вкуса. В "эпоху потерянного поколения" особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже "шкурки ящериц" и кожа крокодила.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.