проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   АРХАИКА   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

Его идеи блестяще развил немецкий скульптор А. Хильдебранд в книге "Проблема формы в изобразительном искусстве" (1893). Швейцарский теоретик X. Вёльфлин, заметив, что Хильдебранд "научил его видеть", предложил свои знаменитые "пары" формальных категорий, присущие развитию разных исторических типов искусства: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность.
Первую (левую) часть этих оппозиций Вёльфлин относил к ранним, архаическим периодам развития любого художественного стиля, а также к искусству Классицизма, вторую - к поздним, наивысшим стадиям -искусству Барокко. Всеобщую, постоянно повторяющуюся в разные эпохи закономерность развития изобразительной формы Вёльфлин определил как "закон периодичности", а среди своих единомышленников называл А. Ригля, Ф. Викхоффа, А. Шмарзова, П. Франкла.
Ранние, архаические стадии развития искусства не имеют ярко выраженных признаков стиля. Их произведения отличают непосредственность, свежесть ощущения формы и некоторая неловкость, неразвитость приемов в освоении изобразительного материала, несовершенство средств, но и способность к поиску, радость первых успехов и предчувствие совершенства. В разных видах искусства архаические формы, как правило, характеризуются статичностью, плоскостностью, симметрией и замкнутостью формы, отсутствием динамики, графическим началом (см. "архаическая улыбка"). Иногда эти качества канонизируются, как это было в искусстве Древнего Египта,- тогда они обретают статус исторического художественного стиля. В своем завершенном "классическом" виде такой стиль называют геометрическим. Этим термином определяют, к примеру, античную вазопись X- VIII вв. до н. э., не имевшую последующего развития и сменившуюся совсем иными, живописными стилями. В то же время архаическое искусство Крита XIII-XII вв. до н. э. в своей сущности, по творческому методу является живописным и позднее оно было вытеснено геометрическим дорийским стилем. Но геометрическое искусство дорян долгое время сосуществовало с живописными формами ионийского искусства. Эти примеры доказывают только то, что общую закономерность смены архаической стадии классической необходимо рассматривать в границах конкретного исторического типа искусства.
Искусство архаики характерно также первобытным синкретизмом, невыделяемостью художественной деятельности из общей творческой активности человека, и неясностью границ отдельных видов и разновидностей искусства. В ходе перестраивания архаики в классику, усиливаются аналитические процессы, происходит размежевание и обособление видов и жанров искусства (см. морфология искусства). Намеренное, программное следование качествам архаического искусства называется архаистикой.

 

АФРИКИ ИСКУССТВО

АФРИКИ ИСКУССТВО - (см. Африка) - искусство этого континента включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным. Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки; она также относится к каноническому типу искусства (см. египетское искусство). Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В X в. иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 г. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли, за ними была Атлантида. В VII в. н. э. северная часть Африки захвачена арабами (см. арабское искусство), восточная была провинцией (экзархатом) Византийской империи (см. коптов искусство; фаюмский портрет). В традиционном искусстве народов Африканского континента главное место занимает скульптура. В большинстве случаев она, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны - не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты, и поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение. В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта, затем христианской культурой Византии, позднее - Ислама (см. мусульманское искусство). Греки назвали жителей этой страны эфиопами (греч. aithiopes - "черные лица"). Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -"бедный лесом") - с выходом к побережью Красного моря - поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы - в монофизитской форме). В центральных районах Африканского континента, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались (см. бифункциональность; прикладное искусство). Формы африканских ритуальных масок разнообразны - от крайне натуралистичных до фантастических, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями, или геометризованных вплоть до совершенно абстрактного объема. Оригинальны устрашающие маски с вставными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычайно выразительны из-за гротескных пропорций и преувеличенных деталей - огромные глаза, длинные носы или уши, подчеркнутая текстура, орнаментика. Все это - ничто иное, как приемы, стилизации, осмысленные европейцами лишь в искусстве XX столетия. Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным, приемом увеличения - изобразительной гиперболой. Вероятно, этим же целям служит и геометризация, являющаяся в данном случае не только результатом длительной эволюции, абстрагирования природных форм, но и сознательным изобразительным приемом. Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнему обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Здесь мы видим самобытное применение художественного тропа - композиционного приема метонимии. Самая древняя школа африканской скульптуры относится к культуре Нок, по названию селения в Нигерии, ее расцвет датируется V в. до н. э.- II в. н. э. Для школы Нок характерно сочетание предельно геометризованных объемов масок, голов вплоть до цилиндра, шара или конуса, с натурализмом отдельных деталей. В скульптуре Cao (VIII-XIX вв.), по имени народности, селившейся близ озера Чад, соединялись антропоморфные и зооморфные черты. Культуру Сао иногда называют "глиняной", поскольку многие скульптуры выполнялись из обожженной глины. Классика африканской скульптуры - шедевры из г. Ифе в Юго-Западной Нигерии, исполненные в XII-XIV вв., - большие бронзовые и терракотовые головы, которые часто сравнивают с античными. Действительно, завершенность стиля, совершенство формы, тонкость моделировки, пластичность непроизвольно вызывают ассоциации с этрусским и эллинистическим искусством. Одной из самых известных для европейцев стала африканская скульптура мастеров селения Бенин в Южной Нигерии. Согласно местному преданию, ее жителей обучил бронзовому литью один из мастеров Ифе. Со временем стиль Бенин, действительно имеющий много общего с произведениями Ифе, достиг расцвета в XIII-XV вв. и сохранился почти в неизменном виде. В Нигерии, получившей независимость только в 1960 г., всегда было много европейцев, охотников за золотом и слоновой костью. Поэтому интересны в скульптуре мастеров Бенин гротесковые изображения европейцев. На территории Золотого Берега (ныне часть Ганы) в XVIII-XIX вв. в мастерских королевства Ашанти производилось множество изделий из золота местных рудников - браслетов, колец, пекторалей, корон для племенных вождей, амулетов. Отдельные вещи создавались из дерева и обивались золотой фольгой. Все они назывались "акан" - по наречию, на котором говорили местные жители. Многие из таких изделий, имевшие типично архаичный, геометризованный характер, вывозились в Англию и Португалию. Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена. Часть была приобретена Петром I в 1716 г. для Кунсткамеры в Петербурге. Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства, его своеобразная классичность и, одновременно, экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия. Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер. Африканской пластикой, как он сам вспоминал, "заболел" П. Пикассо в свой кубистский и посткубистский периоды. Даже возникновение кубизма как художественного течения сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканских форм. Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, и достигал, тем самым, сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры "кариатид" - экспрессивно удлиненных голов и женских фигур - образцы изысканнейшей формальной стилизации. Изучал африканскую скульптуру и живописец, один из основоположников фовизма, А. Дерен, в своих картинах он иногда просто цитировал приемы африканского искусства. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в формировании стиля Ар Деко, в частности, в работах П. Легрэна, а также в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, X. Мура, Ж. Липшица, О. Цадкина, Б. Бюффе, Ж. Дюбюффе и художников течения ар брют. В середине XX столетия сторонники теории афро-центризма - преимущества африканской культуры над рационалистической европейской - утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев.

БАРОНСКИЙ СТИЛЬ

БАРОНСКИЙ СТИЛЬ - (англ, "baron style" от франц. baron, др.-верхн.-нем. baro - "воинственный человек" и см. стиль) - название архитектурного стиля средневековых шотландских замков и позднейших стилизаций, близких архитектуре норманнов XII-XIII вв. Название появилось в Англии на рубеже XVIII-XIX вв. в связи с увлечением романтическим стилем Неоготики. Во Франции схожие стилизации под средневековье того же времени назывались стилем "трубадур".
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.