проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Бумажная архитектура   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА

БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА - ироничное название области изобразительного искусства, архитектурной графики, связанной с идеями архитектурных проектов не выполняемых или заведомо невыполнимых в материале. "Бумажная архитектура" - это искусство утопии. "Отцом" этого вида искусства считается Дж.-Б. Пиранези, венецианский архитектор, рисовальщик и гравер, работавший в середине XVIII в. в Риме. За свою жизнь он построил только одно здание, но зато создал огромные серии гравюр с изображениями римской, а также им придуманной небывалой архитектуры. Эти графические композиции столь ярко выражают идеи неоклассически-барочного романтического мышления, что создают особую художественную реальность. Схожие функции в истории искусства исполняют композиции художников-орналекталистов. Отражая свободную, ничем не ограниченную "бумажную фантазию" автора, они являются опытным полем формальных исканий того или иного исторического художественного стиля.
Утопические социальные идеи эпохи Просвещения во Франции второй половины XVIII в. нашли отражение в творчестве мегаломанов (от греч. megas - большой и mania - страсть), архитекторов, представлявших на ежегодные конкурсы Парижской Академии архитектуры (см. "Гран При") заведомо невыполнимые проекты гигантских общественных сооружений. Исполнить проекты Э.-Л. Булле, К.-Н. Леду и других мегаломанов не позволяли условия того времени, но своими новаторскими идеями эти композиции оказали значительное влияние на развитие архитектуры, в том числе на формирование стиля александровского классицизма в Петербурге начала XIX в. Немецкие архитекторы-экспрессионисты начала XX в.-Б. Таут, Э. Мендельсон создавали на бумаге стремительные эскизы, динамичные композиции, будоражившие воображение других, менее отчаянных архитекторов. Русские авангардисты И. Леонидов, Э. Лисицкий, Н. Ладовский, Л. Веснин, К. Мельников, В. Кринский, М. Гинзбург, Я. Чернихов стремились на бумаге угадать будущее архитектуры. В середине XX в. возникло течение под названием "футурологическое проектирование". Его представители создавали на бумаге утопические проекты городов будущего, стремясь парадоксальными, фантастическими идеями вывести архитектурное проектирование из тупика функционализма и стандартного прагматического мышления. А в 1970-х гг. поколение молодых "советских архитекторов" открыло жанр "ироничной архитектуры". В условиях тоталитарного государства, получившие хорошую академическую подготовку и не находившие применения своим способностям, зодчие, рисовали абсурдные композиции в духе официального "социалистического реализма", доводя идеи коммунистического пафоса, гигантомании до гротеска. Они откровенно потешались над искренним стремлением своих предшественников осчастливить человечество "грандиозными проектами счастливого завтра".

 

БЮРГЕРСКИЙ СТИЛЬ

БЮРГЕРСКИЙ СТИЛЬ - (нем. burgerlich Stil от Burger - гражданин, горожанин) - условное название традиционной культуры, стиля жизни городского населения Центральной Европы и связанных с ними проявлений искусства. Эта консервативная культура опирается на вкусы ремесленников, мелких торговцев, мещан. Немецкий писатель Т. Манн утверждал, что бюргерская культура Германии - это романтическая культура с морализующими тенденциями. "Она выросла на традициях, культе индивидуального мастерства - это сублимация ремесленного умения, что вполне согласуется со средневековым германским духом". Бюргерский стиль - это приземление романтических настроений, низведение художественности на уровень добротности, мастеровитости, аккуратности, удобства.
В этом смысле бюргерским является искусство австро-германского Бидермайера первой трети XIX в. - по-мещански аккуратное, но теплое и уютное. Некоторая узость, ограниченность и приверженность "старым добрым временам" породили такое типично бюргерское явление как архитектурное течение "хайматкунст" (нем. "родное, домашнее искусство"). Т. Манн подчеркивал прямую связь идеологии немецкого бюргерства с зарождением фашизма (см. Третьего Райха искусство). Несколько противоречивы утверждения о родстве бюргерского искусства с северонемецким и "голландским барокко", поскольку истинное Барокко, существовавшее в Италии - романтично, возвышенно и экстатично. Тем не менее, художественный стиль в архитектуре, в оформлении интерьера и мебели, зародившийся в 1630-1660-х гг. в Голландии, ганзейских городах Германии и Прибалтики, называют "бюргерским барокко". Для этого стиля характерны рациональность, сдержанность декора - фахверковые конструкции, отделка белым камнем фасадов зданий, удобство, прочность и добротность мебели. Все это отвечает духу деловитости и стремлению к устойчивому достатку.

 

БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО

БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО - (инд от санскр. из иранск. Buddha - познавший, просветленный; см. искусство) - исторический тип искусства, по содержанию и художественным формам значительно отличающийся от античного, западноевропейского христианского и мусульманского искусства. Художественный стиль буддийского искусства в течение многих веков господствовал на огромных территориях Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Его возникновение и развитие составляет эпоху в истории мирового искусства. Буддийское искусство основывается на нравственно-религиозном учении буддизма, которое складывалось в Индии в VI в. до н. э.; постепенно вытесняло, но и взаимодействовало с более древними верованиями индусов (см. Индии искусство). Основой учения является понятие "бодхи" (санскр. bodhi - озарение, пробуждение) - означающее слияние интеллектуальных, эмоциональных и волевых способностей человека в нирване - состоянии духовного прозрения, интуитивного постижения сущности бытия и смысла жизни. Человек, достигший состояния нирваны, но оставшийся жить среди людей из-за любви и сострадания к ним, стремящийся помочь им выйти из круговорота рождений и смертей (сансары), называется бодхисатвой (от bodhi - озарение и sattva - сущность). Бод-хисатва - это будущий Будда, душа, готовая стать Буддой, носитель блага. В более узком смысле - ученик. В раннем буддизме считалось, что земной путь к спасению прошли 24 будды. Следующий за ними, самый известный учитель - царевич Гаутама из рода Шакья (564-483 гг. до н. э.). Шакьямуни (санскр. Shakyamuni - "Милосерден в единении и тишине") жил в роскоши в трех дворцах правителя-брахмана, оберегаемый своим отцом от любых знаний о несовершенстве мира, поскольку был предназначен для роли правителя. Но в 29 лет царевич "был избран из роскоши и неведения". Переезжая из дворца во дворец, он увидел "три страдания": человека, беспомощного от старости, другого - пораженного неизлечимой проказой, и, наконец, ему был явлен вид мертвого тела. Возница объяснил пораженному принцу, что "такова судьба всех людей". Тогда Гаутама понял суетность и бренность земных радостей. После семи лет отшельничества и скитаний вблизи местности Гайа на границе с Непалом, Гаутама, сидя под "деревом просветления - Бодхи, получил озарение и стал Буддой. Ему дали прозвание Сиддхартха ("Исполнивший свое назначение") '. В раннем учении буддизма - хинаяне - сообщается еще об одном "Просветленном" - Будде будущего - Майтрейе. В более позднем учении - махаяне - говорится о бесконечном числе будд (отсюда название: "Храм тысячи будд" в Японии). Распространение буддийского учения в Азии было стремительным. В Индии - при династии Маурьев, в особенности, в годы правления самого известного из них, императора Ашоки (269-231 гг. до н. э.). Есть сведения, что буддизм уже известен в эллинистической Бактрии в I в. до н. э. В 67 г. н. э. при династии Хань буддизм официально принят в Китае, во II в.- в Тибете. На юго-востоке Корейского полуострова в эпоху "Трех царств" (313-668) в государстве Силла были изгнаны китайцы-даосы и в 535 г. принят буддизм. Столицу буддийской Кореи г. Кёнчжу называли "Золотым городом" за множество установленных там позолоченных статуй бодхисатв. В VI в. буддизм стал проникать в Японию, сосуществуя там с исконно японским синтоизмом. Быстрое распространение буддизма объясняется тем, что буддизм - не столько религия, сколько нравственное учение, отвечавшее созерцательному мироощущению людей Востока. Религия на Востоке - не свод умозрительных, абстрактных идей, канонов и догм, и не воинствующая Церковь, а тихое, интимное, требующее внутреннего сосредоточения, искусство жизни. Предлагаемый учением Будды Шакьямуни путь постижения истины называют также "срединным путем", поскольку он отвергает крайности мистицизма древнейших культов, их жестокость, и аскетизм отшельничества. По одной из легенд, сам Будда убедился на опыте, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума. Путь нравственного совершенствования постигается индивидуально, постепенно и без принуждения, сосредоточением-медитацией. Поэтому идеям буддизма не было необходимости преодолевать местные культы, этнические обычаи и древнейшие верования. Буддизм мирно существовал с ними, а буддийское искусство включало в свои сюжеты любые традиционные персонажи: и царевичей, и мифологических героев и даже страшных индуистских богов - Вишну и Шиву. Оно оказалось ярким, праздничным, во многих случаях чувственным, даже эротичным. Но характерно также, что проявления чувственности в буддийском искусстве Индии вскоре вернули его к брахманистским истокам и на своей родине буддизм не приобрел господствующего положения. Страной классического буддизма стал Китай. По легенде, после смерти и кремации тела Будды Шакьямуни его останки разделили между собой "восемь правителей" и они были перенесены в Китай и Японию, где хранились в особых реликвариях. Считается, что у Шакьямуни была большая круглая голова, широкий, "луноподобный лик" и узкие глаза. Сросшиеся на переносице брови, "урна" -отметина в середине лба, раздвоенные и длинные мочки ушей, "три линии счастья" на шее, "шишка мудрости" на темени -признаки святости. У Будды также темная бронзового оттенка кожа, полные округлые формы рук и ног ("как у газели"), длинные пальцы, белоснежные ровные зубы - все эти черты соответствовали представлениям индийцев о мужской красоте. Будда изображался стоящим либо сидящим на "лотосовом троне". Канонизированное положение рук и ног - асана (санскр. asana - поза) - предписывало изображать сидящего Будду со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками: "поза лотоса" (padmasana). В самом общем смысле асаной называли канон, правила изображения разных лиц буддийской истории. Будда также соединяет большой и указательный пальцы рук (знак сосредоточения), либо поднимает три пальца правой руки для благословения. Голова его может быть покрыта остроконечной тиарой (символ власти), или "улитками" - спирально завитыми волосами. Такая прическа напоминает об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Шакьямуни от солнца, когда он предавался медитации под деревом Бодхи. Изобразительными символами буддизма стали белый слон и две газели, по преданию, первыми вышедшие из леса, чтобы послушать "Просветленного". По другим рассказам, Будда шесть раз являлся в облике белого слона, десять раз - в облике оленя и четыре раза -коня. Там, где ступает Будда, расцветает белый лотос - символ чистоты (см. будда-пада). Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после телесной смерти (подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача). Будда может держать в левой руке кувшин с землей, а в правой - рисовые ростки (символ возрождения). В Китае Будду изображают с копьем и с книгой (символы храбрости и знания). "Будда в стиле Махаяна" - Амитабха (санскр. Amitabha - "Неизмеримый свет"; китайск. Amytopho; японск. Amida) - символизирует Будду как владыку Рая (Сукхавати), где возрождаются к жизни праведные существа. Это "Будда беспредельной жизни", он восседает на лотосе и изображается красным цветом, его сияние - мандорла - зеленым. Вокруг -"китайские облака", перед Буддой - его ученики и сподвижники, играют музыканты и танцуют танцовщицы. Красное и зеленое дополняется золотом. Часты изображения Будды Шакьямуни в окружении своих последователей: Ананды, Асанги, Бодхидхармы - основателя дзэн-буддизма в Японии (в 520 г. он прибыл в Китай из южной Индии, изображался в китайском и в японском искусстве).

 

  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.