проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Гербальский стиль   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

ГЕРБАЛЬСКИЙ СТИЛЬ

ГЕРБАЛЬСКИЙ СТИЛЬ - (от др.-евр. Hebal, финик. Hublu - древнее название г. Библа в Финикии) - древнейший стиль искусства финикийцев, сложившийся в Библе на рубеже 2-1 тыс. до н. э. под влиянием египетского искусства. Название дал французский археолог П. Мон-тэ, открывший памятники этой культуры в 1921 г.

 

ГЕНРИХА IV СТИЛЬ

ГЕНРИХА IV СТИЛЬ - (франц. Le style Henri IV) - художественный стиль позднего французского Ренессанса, связанный с годами правления короля Генриха IV (1589-1610) и началом династии Бурбонов. Развитию искусства способствовали Нантский эдикт о свободе вероисповедания (1598) и учреждение Ост-Индской компании (1604), осуществлявшей торговлю между Западом и Востоком. Деятельность художников тех лет связана главным образом со "второй школой Фонтенбло", формировавшейся под влиянием фламандского барокко. Дальнейшее развитие французского искусства определялось ма-ньеристическими и барочными тенденциями.

 

ГЕНРИХА II СТИЛЬ

ГЕНРИХА II СТИЛЬ - (франц. Le style Henri II) - художественный стиль зрелого французского Ренессанса в годы правления короля Генриха II (1547-1559), сына Франциска I (1515-1547), второго правителя из Ангулемской ветви дома Валуа. При короле Франциске во Францию прибывали художники Итальянского Возрождения. В период правления Генриха II и королевы Екатерины Медичи происходит истинное возрождение национального искусства. Новое поколение французских художников, используя опыт итальянских учителей, создавало замечательные произведения.
В 1542-1552 гг. архитектор Ф. Делорм строил замок Анэ для возлюбленной короля Дианы де Пуатье. Интерьеры замка оформляли скульптор Ж. Гужон и итальянский художник Ф. Приматиччьо, с 1532 г. работавший во Франции. Портик главного фасада замка Анэ воссоздан во дворике Школы Изящных искусств в Париже. Над входом в замок Анэ находилось изящное произведение знаменитого итальянского художника Б. Челлини - рельеф "Нимфа Фонтенбло" (ныне в Лувре; см. также "Диана-Охотница"). В 1546-1555 г. архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон создавали в новом стиле французского Классицизма западный фасад Лувра в Париже, замыкавший средневековый "Квадратный двор" (Cour Carree). Изображение фасада можно видеть на сохранившейся гравюре Ж.-А. Дюсерсо. Характерны ордерная разработка стен согласно правилам, изложенным в трактате С. Серлио, выступающие ризалиты, высокая кровля, удлиненность пропорций, напоминающая о Готике. Фасад украшают горельефы, исполненные Ж. Гужоном. Позднее появились статуи в нишах.
В 1547-1550 гг. Ж. Гужон по проекту П. Леско создал шедевр французского Ренессанса - "Фонтан Невинных" в центре Парижа - павильон, украшенный рельефами с изображениями нимф, тритонов и наяд (рис. 335). Изысканная пластика этих рельефов заставляет вспомнить искусство Греции Века Пе-рикла. В интерьере "Шведского зала" Лувра Ж. Гужон установил фигуры кариатид, похожие на статуи Эрехфейона Афинского Акрополя. Еще одно замечательное произведение этого времени - обнаженная фигура Дианы-охотницы с оленем, также приписывается Ж. Гужону. Она предназначалась для украшения фонтана в парке Анэ, ныне находится в музее Лувра. В годы правления Генриха II продолжалось строительство резиденции в Фонтенбло под руководством Ф. Приматиччьо. В его новых интерьерах соединялись традиции готического искусства, итальянского Маньеризма и формировался стиль национального французского Классицизма.
При дворе Генриха II работали живописец-портретист Ф. Клуэ Младший и художник-эла-лъер Л. Лимозен. В эти годы изготавливалась уникальная французская керамика Сен-Поршера, называвшаяся также "фаянсами Генриха II", начинал работать необычный мастер Б. Палисси. Достижения эпохи Генриха II были продолжены младшим сыном короля.

 

ГОТИКА

Готический стиль.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевро пейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом "tedesca" (итал. "немецкая"). Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской".
Дж. Вазари в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550) писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения "истинно прекрасного", отмеченный господством "истощенной и устаревшей греческой манеры" (итал. maniera greca -см. итало-критская школа) и "испорченной" готической. Однако термин "готика" чаще употребляли во Франции, где он вообще отождествлялся с национальным стилем ("gothique"), подобно обозначению средневекового искусства Англии (лат. opus anglicanum).
Также и Вазари использовал термин "opus gothicum", но чаще: "tedesco" или "tramontanii" (итал. "северяне"). В XVII-XVIII вв. для обозначения средневекового искусства использовали термин "francus" (лат. "франкский"), но это название не привилось. Долгое время "готическим" именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. - его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля.
Раннее средневековье VI-XII вв. принято называть романикой, или искусством романского периода. Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла...
Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.
Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-келътских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская, королевская власть, концентрировались материальные средства в руках могущественных заказчиков. Поэтому закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де- Франс, маленьком "островке" на севере Франции с центром в г. Париже. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия (Сюжера; франц. Suger, 1088-1151) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа. Одновременно (ок. 1133 г.) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. Теолог, историк, советник, в 1147 г. - регент французского короля Людовика VII, помимо философских сочинений, он написал трактат по эстетике христианской архитектуры, в котором обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции, в том числе витражей и стрельчатой арки.
Строительство аббатства Сен-Дени в XIII в. продолжал Пьер де Монт-рёй (он же в 1265-1267 гг. работал в соборе Нотр-Дам в Париже). Амбулаторий, неф и трансепт церкви Сен-Дени представляют собой ранний памятник архитектуры готического стиля. В книге "Готическая архитектура и схоластика" Э. Панофский утверждал, что "новый стиль строительства" (лат. opus franci-genum - "франкское творение"), сотворенный, по словам Сюжера, "многими мастерами разных народов" и вскоре действительно развившийся в истинно интернациональный стиль, распространялся "из района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в Париже".
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.