проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Де стиль  Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

ДЕ СТИЛЬ

ДЕ СТИЛЬ - (нидерл. "De Stijl" -"Стиль") - объединение молодых голландских художников, основанное в 1917 г. в Брюсселе живописцем Питером Мондри-аном (1872-1944) и архитектором Тео Ван Дусбургом (1883-1931).
Художники сплотились вокруг редакции журнала "Де Стиль", пропагандировавшего идеи рационализма и конструктивизма в архитектуре, мебели, оформлении интерьера. Ван Дусбург с 1925 г. работал в Германии, в Баухаузе, и во Франции. П. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического абстрактивизма. Он создавал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип "динамического равновесия". Известное еще с эпохи Возрождения "правило прямого угла" голландский художник преобразовал в "мистерию отношений единичного и множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как мужских и женских".
Особое мистическое значение придавалось соцоставлению основных цветов спектра: красного, синего, желтого с "нецветами" - белым, серым, черным. В 1938 г. Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 г. - в Нью-Йорк. "Неопластицизм" Мондриана в его композициях 1940-х гг. оказал существенное воздействие на развитие "интернационального стиля" американской живописи и архитектуры. В 1920-1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстере-ном разрабатывал теорию неопластической архитектуры. В 1930 г. был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призывал к "элементаризму", абстрактному искусству "универсального языка", не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), - искусству, основанному "на четких визуальных формах". Эти идеи возникли под влиянием позднего французского "синтетического кубизма", дивизионизма Ж. Сера, работ А. Ван де Велде и выставки "Золотое Сечение" в Париже (1912).
Участником объединения был Геррит Ритвелд (1888-1964), архитектор и проектировщик мебели. Среди основателей группы "Де Стиль" был Яко-бус Йоханнес Питер Ауд (1890-1963), архитектор, ученик П. Кайперса в Амстердаме. В 1918-1933 гг. Ауд занимал должность главного архитектора Роттердама. Вместе с Ван Дусбургом и Эстереном он считается основателем новой голландской школы архитектуры. Проекты и постройки архитекторов группы "Де Стиль" оказывали значительное влияние на многих художников, в частности, на творчество Н. Габо, Л. Лисицкого, А. Певзнера. Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна. Но постепенно внутри самой группы назревал раскол. Идеи пуризма и "чистого эстетизма", не связанного с социальной действительностью, рушились под воздействием социалистического движения (захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и движения "Новая вешественность" среди молодых немецких художников. С кончиной Ван Дусбурга в 1931 г. в Давосе, Швейцария, завершилась деятельность группы "Де Стиль".

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ - исторический художественный стиль, сложившийся в VII-IV вв. до н. э. на огромных территориях Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая.
Истоки этого стиля следует искать в первобытном тотемизме (обожествлении животных как предков людей) и в "натуральном стиле" искусства первобытных охотников.
В то же время "звериный стиль" отличается от абстрактного звериного орнамента VI-XIII вв., распространенного в романском и норманнском искусстве, и от тератологических древнерусских мотивов. Более широкое понятие - зооморфные мотивы. Чаще определение "звериного стиля" сужают до "скифского звериного стиля" народов Северного Причерноморья VI-IV вв. до н. э. Схожие геометризованные и стилизованные изображения реальных и фантастических зверей украшают изделия из металла халыитаттской и латенской культур раннего железного и бронзового веков.
Произведения, отличающиеся своеобразием и целостностью стилистических признаков, позволяющие говорить именно о стиле, находят в раскопках курганов степных районов от Кубани до Алтая. При этом оказывается, что "скифская культура и культура скифов - совсем не одно и то же".
В VII-VI вв. до н. э. предприимчивые и энергичные греки основали множество колоний по берегам Черного и Азовского морей: Олъвию, Херсонес, Кафу, Пантикапею, Фанагорию, Танаис. Древнегреческий историк Геродот (484 - ок. 430гг. до н. э. ) составил описание южной части Восточно-Европейской равнины. Ее коренное население, состоявшее из разных этнических групп, он назвал скифами. Во II в. до н. э. в южные степи вторглись племена иранского происхождения - сарматы. С севера проникали готы. Кочевой образ жизни, скотоводство, охота, контакты с оседлыми жителями выработали у этих племен своеобразный стиль изделий из дерева, золота, кости, аппликаций из кожи и войлока. Какая-то часть этих изделий, вероятно, выполнялась иранскими мастерами. Известно, что персидские торговцы добирались до славянских земель и Скандинавии. Они везли с собой золотые и серебряные сосуды, которые во множестве находят в уральских кладах. Местные племена предпочитали в обмен на свои товары получать не монеты, а золотые чаши и кубки.
В курганах Центральной Азии находят предметы, соединяющие в своем стиле черты эллинистического, сасанидского и китайского искусства. Так, по одной из версий, на сложение уникального "скифского звериного стиля" оказали влияние бронзовые изделия из провинции Ордос в Северо-Западном Китае, так называемые ордосские бронзы. Другой возможный источник - Луристан на юго-западе Иранского нагорья, персидский звериный стиль, блестяще развитый мастерами эпохи Ахеменидов (VII-V вв. до н. э. ) и Сасанидов (III-VII вв. н. э. ). Элементы того же стиля присутствуют в искусстве ионийцев периода архаики, населявших острова Восточного Средиземноморья и находившихся под явным персидским влиянием (рис. 95).
Через посредство греческих колонистов это искусство затем ассимилировалось со "скифским". Высказывались версии о местном, сибирском происхождении "звериного стиля" и о влиянии на его формирование традиционной резьбы по дереву. Самые ранние находки датируются IX в. до н. э. , но черты оригинального стиля складываются к VII в. до н. э. Мастера евразийских степей ковали оружие - акинаки (короткие скифские мечи), щиты, делали конскую сбрую, бляхи, пряжки, псалии (удила) - стержни, увенчанные головой зверя, котлы, зеркала, ритуальные навершия жезлов. Изображения зверей в эпоху, предшествующую появлению отдельных родов декоративного и прикладного искусства, не украшали, а выявляли, обозначали и "усиливали" функцию предмета. Персонажей "звериного стиля" немного, они повторяются и ясно подразделяются на три группы соответственно трем "зонам" мифологического "Мирового Дерева": небесной (птицы), земной (копытные) и подземной (хищники). Среди птиц выделяются грифоны греческого типа с архаическими серповидными крыльями, грифо-бараны, фантастические крылатые звери, имеющие аналоги в персидском искусстве. Среди копытных изображаются олени, козы, быки, бараны, кони. К "медиаторам" (лат. mediator - посредник) относится кабан, свободно "передвигающийся" по стволу "Мирового Дерева" из одной зоны в другую (поскольку имеет двойственную природу: он и копытный, и плотоядный, хищник).
Одной из главных особенностей "звериного стиля" является контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного, решенных характерным пересечением плоскостей, с гипертрофированной фактурой деталей. Эта особенность отчасти объясняется оригинальной технологией: скифские мастера предпочитали не лепить, а вырезать ножом с широким лезвием из мягкого воска модель будущей отливки из металла. Отсюда характер трактовки формы тела животного - крупными плоскостями с резкими гранями, а также аналогии изделий из золота с резными из дерева. Головы, глаза, уши, рога, копыта зверей геометризуются, увеличиваются в размере и, вопреки правдоподобию, произвольно переносятся с места на место. Так, на лапах пантеры и на ее хвосте можно разглядеть миниатюрные изображения свернувшихся хищников Вместо когтей лапы зверя заканчиваются птичьими головами. Аналогичный прием "зооморфных превращений", интерполяций характерен для многих архаических культур, древнеамериканского, египетского искусства, изделий американских индейцев и аборигенов Полинезии.
Позы животных также своеобразно условны, они не выражают движение или действие. Определение "летящий галоп" в отношении знаменитого золотого оленя из станицы Костромской на Кубани (VI в. до н. э. ), по заключению специалистов, не соответствует действительности, поскольку ноги оленя сложены совершенно неправдоподобно. Изображаются также протомы (передние части животных) в персидской традиции и даже отдельно головы, например, голова хищника, в пасти которой видна вторая, его жертвы. Бронзовые псалии с одной стороны венчаются головой зверя, с другой - его копытом. Многие изобразительные детали являются "кочующими", независимо от породы животного они переходят с одного изображения на другое. Все эти необычные композиционные приемы свидетельствуют о воздействии каких-то особых факторов. Можно также заметить, что во всех случаях причудливые позы зверей, их фрагментирование и гиперболизация деталей следуют принципу замкнутого, компактного силуэта.
Исследователь скифского искусства М. Артамонов определяет эту главную особенность следующим образом: "Это стиль искусства, органически связанного с вещами практического назначения - оружием, конским снаряжением, одеждой... поражающий своей приспособленностью к ограниченным, заранее данным формам этих вещей изумительной изобретательностью и использованием пространства, компактностью и экономной четкостью контуров. Замечательно умение передавать характерные черты животного в конечном счете условными формами. Замкнутое построение фигуры, несмотря на жизненность образа, приводит к упрощению и деформации, соответствующим ее декоративному назначению. Другой характерной чертой скифского стиля является расчлененность изображения на большие, резко очерченные поверхности или грани.
Все изображение строится на нескольких гладких, но резко отделенных одна от другой поверхностей". Вписывая изображение в замкнутый формат бляхи, пряжки, бутероли, мастер стремится максимально заполнить поверхность - это принцип декоративного искусства, ярко проявившийся еще в одном восточном "ковровом", или ориентализирующим, стиле античности. Стремление к максимальной плотности приводило к интересному явлению: "загадочным картинкам", в которых контур одного зверя вписывается в другой и продолжается в третьем. В подобных изображениях несколько "сросшихся" зверей могут иметь общие детали - головы, рога, копыта. Разгадать такие изображения довольно трудно.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.