проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Египетское искусство   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

По материалам экспедиции Лепсиуса изданы "Египетская хронология" (1849) и "Книга египетских фараонов" (1850). В 1865 г. в Берлине открыт Египетский музей. В 1850 г. в Египет прибыл французский археолог Франсуа-Огюст Мариэтт (1821-1881). Он проводил раскопки в Фивах, Абидосе, Саккара. В Мемфисе открыл Серапеум. Для предотвращения разграблений гробниц фараонов Мариэтт в 1858 г. основал в Булаке Египетский музей. В 1902 г. музей переведен в Каир. Египтяне, благодарные Мариэтту за то, что его заботами спасены многие памятники истории и искусства, поставили ученому памятник в саду Египетского музея.
В 1881-1916 гг. директором Египетского музея был выдающийся французский археолог Гастон Масперо (1846-1916). С 1881 г. раскопки в Египте проводил англичанин Уильям Флиндерс Петри (Питри; 1853-1942). В дельте Нила У. Петри открыл греческую колонию Навкратис, тщательно обмерил великие пирамиды в Гизе, создал научную методику датировки археологических памятников. В 1922 г. сенсационное открытие в Долине царей сделал Хоуард Картер (1873-1939). Он сумел найти неразграбленную гробницу фараона Тутанхамона (1342 г. до н.э.;).
Находки археологов своей необычностью, яркостью, красочностью, выразительностью стиля привлекали художников. Элементы "египетского стиля" использовались во Франции в период Второго Ампира и на протяжении всего XIX в. в русле романтического мышления периода Историзма. Они возрождались в камерных формах и в архитектуре Модерна рубежа XIX-XX веков. Уникальное для русского исскусства первой трети XIX в. соединение Классицизма и Романтизма создало предпосылки для развития "египетского стиля" в классицистической архитектуре Петербурга. В России основателем египтологии был Б.А.Тураев (1868-1920), продолжателем - его ученик В.Струве. В 1911 г. для строящегося Музея Изящных искусств в Москве приобретена замечательная коллекция египетского искусства, собранная В. Голенищевым (1856-1947). Авторами увлекательных книг по истории искусства Древнего Египта являются Н.Флитнер, М.Матье, В. Павлов.

 

ЕКАТИРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

ЕКАТИРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ - Историко-региональный художественный стиль, господствовавший в русском искусстве на протяжении второй половины XVIII в. Его возникновение и развитие связано с годами правления императрицы Екатерины II (1762-1796), отсюда название.
Немецкая принцесса из Анхальт-Цербстского дома София Августа Фредерика была выдана в 1745 г. за наследника российского престола Карла Петра Ульриха, внука Петра Великого (сына Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштинского; на российском престоле известен под именем Петра III). Дворцовый переворот в июне-июле 1762 г. сделал немецкую принцессу российской императрицей. Переменив веру, бывшая лютеранка получила новое имя Екатерины Алексеевны в честь Екатерины I, супруги Петра Великого. По словам историка В.Ключевского, она "провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории". Свое образование, как и обучение русскому языку (освоенному ей не вполне), молодая Екатерина начала уже в Петербурге с трудов Монтескье, Вольтера, "Анналов" Тацита и философского словаря А.Бейля.
Екатерина стремилась ввести при русском дворе "вежливость, приличные манеры и пристойное поведение", способствовала распространению просвещения и "смягчению нравов". Она любила сравнивать себя с героями античности. Достойно завершая "Царство женщин" в России XVIII столетия (после Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны), Екатерина II за свою жизнь прочла огромное количество книг и большую часть дня - как она сама не забывала подчеркивать - проводила за письменным столом. Несмотря на позднейшие скептические высказывания историков в отношении ее подлинной образованности, живые свидетели этого блестящего царствования возвеличивали императрицу именно за это. Австрийский дипломат князь де Линь остроумно назвал императрицу "Екатериной Великим", Вольтер - "блестящей звездой Севера". Французский посол граф де Сегюр отмечал: "Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом; в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице... Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям". В знаменитой переписке с Вольтером и бароном Ф. Гриммом, своим корреспондентом в Париже, Екатерина усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы в Европе.
Своей главной задачей императрица-писательница считала духовные преобразования, "работу над умами в варварской стране". В то же время "хитрая и сластолюбивая женщина" демонстрировала свою "русскость", приверженность национальной партии. И ей удалось в конце концов стать "матушкой царицей". До царствования Екатерины Петербург, по определению французского посла, "построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира". Действительно, в царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило. Именно Екатерине Великой (либо ее ближайшему окружению) принадлежит заслуга рождения блестящей метафоры - "Северная Пальмира", в которой слышится движение из Азии в Европу. В отличие от грубой политики Петра I и легкомысленной - Елизаветы, тридцатилетняя Екатерина сумела примирить старое и новое в укладе российской жизни. Мало понимая в живописи, Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев. Екатерина Вторая - создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.
Первый проект Академии ("Academic du Nord" - франц. "Академии Севера") был заказан графом И.Шуваловым в Париже Ж.-Ф.Блонделю Младшему, архитектору и теоретику французского Неоклассицизма. Здание Академии художеств в Петербурге проектировал также француз, племянник Ж.-Ф. Блонделя, архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Руководил строительством Александр Кокоринов (1726-1772), в 1768-1772 гг. ректор Академии. Фасад здания представляет собой замечательный образец раннего екатерининского классицизма, ориентированного на французский "Большой стиль" Людовика XIV.
В 1782 г. на куполе здания была установлена скульптура работы И.Прокофьева - сидящая фигура императрицы Екатерины в образе богини Минервы, покровительницы наук и искусств. Первыми профессорами Петербургской Академии художеств были французы Л. Лагрене, Л.-Ж. Ле Лоррен, Н. Жилле. Екатерина II, как она сама писала, "была обуреваема страстью к строительству". Начиная с ее царствования, возведение грандиозных ансамблей в столице стало традицией российских императоров. В 1762 г. учреждена "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы", ее возглавлял А. Квасов, с 1772 г. - И.Старов.С1762 г. под руководством Юрия Фельтена (1730-1801) одевались гранитом набережные Невы, в 1770-1780 гг. - бастионы Петропавловской крепости, берега каналов и рек. Ведуты Б.Патерссена, Ф.Матвеева, Ф.Алексеева, С.Щедрина показывают город того времени. Императрица Екатерина умела привлекать к себе талантливых людей, внушать им свои идеи, либо их идеи делать своими, государственными. Талантливый итальянский архитектор Антонио Ринальди (1709-1794), начинавший работать в России при Елизавете Петровне и успевший создать в Ораниенбауме лучшие в Европе образцы стиля Рококо, стал одним из зачинателей нового художественного стиля. В 1766-1781 гг. он возвел дворец в Гатчине, в 1768-1785 гг. - Мраморный дворец в Петербурге (оба для графа Г. Орлова). Мраморный дворец - одно из лучших классических зданий Петербурга, тончайший ноктюрн из гранита, розового тивдийского и серого рускеальского мраморов, оттененных низким северным небом. В 1779г. из Италии Екатерина вызвала шотландского архитектора Чарлза Камерона (1743-1812). Императрица ознакомилась с его книгой "Термы римлян" и захотела устроить нечто подобное "римским баням" в Царском Селе под Петербургом. Новый стиль современники называли "просвещенным", видя в нем, вероятно, не столько связь с философскими идеями французских просветителей, сколько "безразличие к зодчеству прошедших веков". Однако именно это течение европейского Классицизма, отличное от античных реминисценций Ч. Камерона, потерпело в России неудачу.
Выдающийся зодчий Василий Иванович Баженов (1737-1799), получив образование во Франции, вернулся в Россию и задумал возвести грандиозный ансамбль в духе европейского "просветительского классицизма" в самом сердце старой России - в Московском Кремле. Императрица Екатерина, по обыкновению, сделала идеи Баженова своими. Проект "Кремлевской перестройки" предусматривал частичное "снятие" стен старого Кремля и заключение соборов внутрь огромных колоннад. "Новый Форум" с площадями, арками и триумфальными колоннами должен был выражать величие России в формах, чуждых традициям русского искусства.
В 1767 г. в Москве императрица обсуждала с архитектором общий план, затем последовало распоряжение о создании специальной Экспедиции Кремлевского строения, и в 1768 г. был утвержден проект Нового Акрополя. Но в 1771 г. в старой столице вспыхнула эпидемия чумы, и все увидели в этом грозное предупреждение о последствиях разрушения Кремлевской святыни. Последовали другие неудачи. Позднее Н.Карамзин сравнит проект В.Баженова с "Республикой" Платона и "Утопией" Т. Мора, добавляя, что им можно удивляться только в мыслях, но не на деле. Окончательно проект, на который уже были истрачены огромные средства, остановлен Екатериной в 1773 г. - в ужасный год Пугачевского бунта. Теперь в художественных предприятиях, как и в государственной политике, Екатерина стала более осмотрительной.
В Петербурге возобладал в меру консервативный и несколько однообразный классицистический стиль Дж. Кваренги (1744-1817), итальянского архитектора из Бергамо, приехавшего в Россию в том же 1779 г., что и Ч.Камерон. Архитектор Кваренги - поклонник А.Палладио, и его белоколонные портики с треугольными фронтонами, как две капли воды похожие друг на друга, стали появляться повсюду: в здании Академии наук на Васильевском острове (1783), Коллегии иностранных дел на Английской набережной (1782), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783), Екатерининского института и Конногвардейского манежа (1804-1807) (рис. 41), Смольного института (1806-1808). Более оригинальна композиция Эрмитажного театра, созданная Кваренги в 1783-1787 гг., и колоннады "Кабинета" (проект 1800 г.) у Аничкова дворца, в которой он довольно смело и необычно совместил колонны ионического ордера с дорическим фризом из триглифов и метоп.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.