проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Екатерининский классицизм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

В 1771-1787 гг. Ю.Фельтен возвел здание Старого Эрмитажа, в котором разместились художественные коллекции, и связал его с Эрмитажным театром чудесной аркой над Зимней канавкой. Со стороны Миллионной улицы Ю.Фельтен оформил фасад Малого Эрмитажа в изысканном стиле раннего екатерининского классицизма, еще помнящего изящества елизаветинского рокайля. Тот же стиль Фельтен продемонстрировал в своем шедевре - северной решетке Летнего сада (1770-1784). Будто соревнуясь друг с другом, екатерининские архитекторы создавали один шедевр за другим. В Царском Селе Ч.Камерон построил для императрицы "Камеронову галерею" (1783-1787). По изяществу пропорций она не уступает, а, может быть, и превосходит лучшие античные произведения. Екатерина не любила Большой царскосельский дворец, возведенный для Елизаветы архитектором Ф. Б. Растрелли Младшим в пышном "стиле рокайля". В 1778 г. Екатерина приобрела альбом рисунков в "этрусском стиле" работавшего в Риме Ш.-Л.Клериссо и поручила Камерону (ученику Клериссо в Италии) использовать их для отделки новых интерьеров царскосельского дворца. В 1781 г. императрица с восторгом писала барону Гримму, что Камерон заново отделывает для нее комнаты "в стиле чистого ра-фаэлизма". В оформлении "Зеленой столовой" чувствуется влияние "этрусского стиля" братьев Адам. В интерьере "Опочивальни" архитектор использовал облицовку из молочного стекла и колонки фиолетового стекла с золоченой бронзой, а также специально заказанные в Англии фаянсовые медальоны Дж. Веджвуда (рис. 47). Свое архитектурное образование совершенствовала сама императрица. "Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре, - писала она Ф. Гримму, - вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно". В огромном количестве Екатерина заказывала гравюры с видами Рима, его античных построек, прежде всего офорты Дж.-Б.Пиранези, художника, которого она предпочитала другим. В одном из писем Гримму императрица сожалеет, что Пиранези у нее имеется "только пятнадцать томов".
В 1778 г. возникла идея воссоздания в Петербурге "Лоджий Рафаэля" - копии фресок знаменитого художника и его ученико в вгалерее Ватикана в Риме. В Италии это поручение Екатерины исполняли И. Ф. Райффенштайн (приобретавший для нее альбомы Клериссо и Пиранези) и X. Унтербергер. Лоджии были встроены Дж. Кваренги в здание Старого Эрмитажа и открыты в 1787 г. Помимо антикизирующего течения в стиле екатерининского классицизма существовало иное, которое можно назвать романтическим. В Европе его олицетворением было творчество Дж.-Б. Пиранези и Ш.-Л. Клериссо. В России романтические тенденции проявились неожиданно - в подмосковном Царицыно, усадьбе, строившейся в 1775-1785 гг. по проекту В. Баженова, а затем М. Казакова. В 1774-1777 гг. Ю.Фельтен возводит на окраине Петербурга по Московскому тракту загадочный путевой дворец в неоготическом стиле, названный Чесменским в 1780 г. в память о победе русского флота над турецким при Чесме. Рядом с дворцом в 1777 г. при участии императрицы была заложена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Фельтен выстроил церковь в духе романтической фантазии на темы Готики, перекликающейся с "царицынскими фантазиями" Баженова. В Царском Селе в 1771-1782 гг. А. Ринальди, Ю.Фельтен, В.Неелов и Ч.Камерон строили "Китайскую деревню" с пагодами, храмами, беседками с драконами и крутыми мостиками. И "готические", и "китайские" постройки стали частью екатерининского стиля.
Параллельно развивалось палладианство Дж. Кваренги в Петербурге и Ч. Камерона в Павловске. Решительно отвергнув в самом начале своего царствования русское барокко и елизаветинское рококо, после Франции и Италии Екатерина обратила внимание на Англию, где в это время наряду с палладианством складывался стиль Неоготики. В 1770 г. императрица Екатерина посылает отца и сына - Василия и Петра Нееловых учиться архитектуре в Англию. Романтический пейзажный стиль царскосельского и павловского парков, взамен регулярного французского, также был заимствован из Англии.
В живописи екатерининского времени, не в пример архитектуре, одерживали верх консервативные тенденции. Основоположником русского "исторического жанра" живописи, считавшимся в Академии художеств "самым высоким", был А.Лосенко (1737-1773). Его искусство в сравнении с западноевропейским кажется эклектичным и одновременно архаичным. Живопись его ученика И. Акимова (1754-1814) еще менее интересна. На сюжеты из русской истории писал "героические" картины Г. Угрюмов (1764-1823), но отсутствие в них качеств живописности препятствовало созданию школы. Интереснее, живописнее и романтичнее - картины Ф. Рокотова (1735-1808), основоположника искусства портрета екатерининского времени. Рокотов был учеником А. Антропова и П. Ротари, испытал влияние стиля Рококо, а в женских портретах его работы заметно влияние английского романтика Т. Гейнсборо. Выдающимся русским портретистом стал Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Он прошел школу Петербургской Академии художеств, испытал влияние австрийского живописца И. Б. Лампи Старшего, с 1791 г. работавшего в Петербурге. Левицкий создал "Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия" (1783), образец большого "статуарного стиля". Но более интересны камерные произведения этого художника - написанные с улыбкой и нежностью портреты "смольнянок". Ученик Д. Левицкого и И. Лампи Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) писал портреты в стиле Классицизма с заметными элементами пасторали и настроениями сентиментализма, витавшими в атмосфере конца XVIII в. Традиции петровской гравюры первой четверти XVIII в. продолжали в Академии художеств Е. Чемесов (1737-1765) и Г. Скородумов (1755- 1792). В 1773-1782 гг. Скородумов работал в Англии, освоил технику цветной пунктирной гравюры - "английской манеры". Французский скульптор Н.-Ф. Жилле (1709-1791) подготовил в Петербургской Академии художеств плеяду выдающихся скульпторов русского классицизма: Ф. Гордеева, М. Козловского, И.Мартоса, И.Прокофьева, Ф.Шубина, Ф.Щедрина. Федот Шубин (1740-1805) стал выдающимся портретистом. Феодосии Щедрин (1751-1825) позднее прославился замечательными статуями "Нимф, несущих небесную и земную сферы" для здания Адмиралтейства (1812-1813) Михаил Козловский (1753-1802) - создатель памятника полководцу А. Суворову, аллегорической фигуры в духе времени, в образе древнеримского бога войны Марса (1799-1801). Памятник установлен на Марсовом поле в Петербурге. Федор Гордеев (1744-1810) и Иван Мартос (1754-1835) стали основателями искусства классицистического скульптурного надгробия. После знаменитого Джузеппе Валериани, скончавшегося в 1762 г., в Петербурге продолжали работать итальянские живописцы -декораторы венецианской школы: С.Бароцци, А. Б.Перезинотти и С.Торелли из Болоньи. Российская императрица настойчиво приглашала в Россию К.-Ф. Мишеля, более известного как Клодиона, одного из самых популярных в то время французских скульпторов. Его терракотовые статуэтки сатиров, нимф и вакханок, выполненные в подражание античным, танагрским, но с легким оттенком сентиментализма, имели огромный успех в Европе. Клодиона уговорить не удалось, но вместо него в Петербург приехал Этьенн-Морис Фальконе (1716-1791), модельер Севрской фарфоровой мануфактуры и скульптор камерного, сентиментального направления. Атмосфера Петербурга оказалась для иностранного художника столь благоприятной, что, несмотря на интриги придворных, Фальконе сумел создать на берегах Невы свой шедевр - конный памятник Петру I, знаменитый "Медный всадник" (1768-1782). Императрица, рассматривая предложенные надписи для постамента памятника, вычеркнув из них лишние слова, создала собственный шедевр исторической эпиграфики: "Petro Primo Catharina Secunda" (лат. "Петру Первому Екатерина Вторая").
Однако более всего Екатерине импонировало искусство миниатюры. В годы екатерининского классицизма создано уникальное собрание античных гемм (около десяти тысяч наименований). Императрица, как она сама определила, была одержима "камейной болезнью". Тонкость, миниатюрность и изящество работы ценились и в других видах искусства. В 1779 г. в Академии художеств организован класс миниатюрной живописи (позднее - класс "живописи на финифти" - по эмали). Руководил классом П. Жарков (1742-1802).
Портреты Екатерины II, выполненные им на эмали по оригиналам М. Шибанова, отличаются особой тонкостью пунктирной техники и изяществом колорита. Выдающимися мастерами живописной миниатюры были П.Иванов, Д. Евреинов, по фарфору - А.Черный, А.Захаров, по кости - А. Ритт. В первые годы по прибытии в Россию Екатерина столкнулась с отсутствием необходимой и удобной мебели. Позднее в своих записках она вспоминала: "Двор в то время был так бедно меблирован, что зеркала, стулья, столы и комоды перевозились из Зимнего дворца в Летний, оттуда в Петергоф и даже ездили с ними в Москву. По дороге все билось, ломалось... Приходилось сидеть на качающихся стульях, за столами на трех ножках... И я решила мало-помалу покупать себе комоды, столы на собственные деньги".
В конце XVIII в. в Петербурге мебельные мастера А. Тур, братья Майер и охтенские столяры стали "выделывать мебель не хуже аглицкой". В результате "английской" в Петербурге называли мебель, выполненную русскими мастерами из красного дерева в подражание образцам Т. Чиппендейл а и Дж. Хэпплуайта. Оригинальными были столики "бобики" с выгнутыми столешницами наборного дерева. За одним из таких столиков любила работать по утрам Екатерина, занимаясь государственными делами. В моде были и секретеры Ж.-А. Ризнера, мастера стиля Людовика XVI, французского Неоклассицизма. В 1790 г. в Петербург, сопровождая заказанную императрицей крупную партию мебели, прибыл выдающийся немецкий мастер-мебельщик Давид Рентген (1743-1807). Его ученик X. Гамбс остался работать в России. Среди мастеровор-наменталистов, резчиков, "орнаментных скульпторов" екатерининского времени встречаются имена Л.Роллана, П.Брюлло (отца знаменитых художников братьев Брюлловых), Э. Гастклу, П.-Л.Ажи, Ж.-Б.Шарлемань-Боде (родоначальника большой семьи художников).
В убранстве интерьеров значительную роль играли ткани. В 1782 г. Екатерина II получила из Парижа три повторения своего портрета, вытканных на мануфактуре Гобеленов. Один из них сохранился и находится в собрании Эрмитажа. Стены апартаментов Большого Царскосельского дворца были обиты штофом - знаменитым лионским шелком Ф. де Ласалля. Успешно действовала и Петербургская шпалерная мануфактура. Уникальным явлением екатерининского времени является мебель из полированной стали, создававшаяся специально для императрицы тульскими мастерами. Новой, характерной для эстетики Классицизма была работа екатерининских архитекторов в "малых формах". В 1774 г. по Царскосельской и Петергофской дорогам стали устанавливать верстовые столбы - "мраморные верстовые пирамиды" замечательного рисунка по проекту А. Ринальди. В 1784 г. к путешествию Екатерины в Крым - "екатерининские мили" в виде тосканских колонн на постаменте по Южной дороге. Архитекторы Дж. Кваренги, Ч. Камерон, Ю. Фельтен делали рисунки для изделий из уральских цветных камней. Декоративные вазы екатерининского времени из малахита, оникса, яшмы, напоминают античные амфоры, кратеры. Строгие антикизирующие формы украшались деталями из позолоченной бронзы - венками, гирляндами, медальонами.
В своих архитектурных работах Ч.Камерон все детали декора прорисовывал, а росписи на месте "доводил" сам. Дж. Кваренги создавал рисунки торшеров, канделябров, люстр, печей, каминов, причем в "малых формах" он либо повторял античные прототипы, либо следовал принципу миниатюризации архитектурных форм. Эпоха Екатерины Великой - время расцвета ювелирного искусства. Придворным ювелиром императрицы был швейцарец И. Позье, а затем австриец Л. Пфистерер. Золотыми табакерками с драгоценными камнями и вставками с росписью по эмали прославились Ж.-П. Адор и Й.Г.Шарфф. В 1766-1774 гг. по заказу Екатерины II Ж. Роттье в Париже изготовил огромный сервиз из серебра.
Наконец, при Екатерине особенный размах получило производство художественных изделий из фарфора.


  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.