проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Испано-мавританское искусство   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

ИСПАНО-МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО

ИСПАНО-МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО - (лат. Hispania; итал . Ispano-moresca; исп . moros от лат . Mauretania от mauri, греч. mauros - темный) - исторический тип искусства. Древние римляне назвали Пиренейский полуостров на западе Европы "Иберийским" по наименованию обитавших там племен. Название страны, возможно, также связано с лат. hispidus - мохнатый, косматый (прозвание варваров).
Мавритания - страна в северо-западной части Африки, где жили мавры ("темные люди") - арабы и берберы. История Испании являет собой удивительный пример условности границ между Западом и Востоком. "Дважды в течение последних трех тысяч лет на Пиренейском полуострове развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая здесь некоторые своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда на юге и юго-востоке Испании жили финикийцы, а потом - в средние века, когда полуостров стал ареной развития блестящей арабской цивилизации".
Северную часть Испании в I тыс. до н. э. занимали иберы и кельты. Несколько позднее - лузитане. Колонизация южной части Испании осуществлялась в XII в. до н. э. - I в. н. э. из Финикии и Карфагена. С финикийским влиянием связывается еще одна гипотеза о происхождении слова "Испания" (греч. от финик. Spania - "Кроличий берег"). Греки называли эту страну Офиуссой (греч. Ophiussa - "Страна змей"). Центром финикийской культуры был город Гадир (ныне Кадис), основанный ок. 1150 г. до н. э. С VII в. до н. э. прибрежные колонии основывали греки из Фокиды и иудеи из Палестины. . В 226 г. до н. э. выходцами из Карфагена основан на побережье Средиземного моря Новый Карфаген (Carthagonova), позднее - Картахена. В 218-206 гг. до н. э. значительную часть Иберийского полуострова, до реки Ибер (Эбро), завоевали римляне. Столицей римской Иберии был г. Кордуба (лат. Corduba), ныне Кордова, на реке Гвадалквивир в южной части страны.
Произведения испано-финикийского искусства демонстрируют характерный евразийский "звериный стиль", а также формы, близкие искусству Древнего Египта и Месопотамии. Название южной части страны - Андалусия (с городами Альмерия, Гранада, Кадис, Кордова, Малага, Севилья) возникло после завоевания ее в 406-409 гг. племенем вандалов (лат. Vandalusia). В 711-713 гг. полуостров подвергся нашествию арабо-берберских племен, переправившихся из Северной Африки через пролив "Геркулесовы столпы", который после этого стал называться Гибралтаром. Главная сила арабской конницы состояла из воинов племени берберов (возм. , от греч. barbarikos - "варвары"). Римляне называли их "маврами". Разгромив армию вестготов, мавры заняли весь полуостров, перешли Пиренеи, и только битва при Пуатъе в 732 г. (город в центре Франции на р. Луаре), окончившаяся победой франков под предводительством Карла Мартелла, спасла Европу от арабского нашествия. В XI-XII вв. в Испании происходило интенсивное развитие арабской культуры. Кордову, утопающую в роскоши, путешественники именовали вторым Багдадом.
Произведения художественных ремесел этого времени принято в истории искусства называть "испано-мавританскими", а памятники архитектуры, созданные исключительно арабами, чаще называют просто "мавританскими". Арабское завоевание не помешало развитию в Испании иудейской и христианской культур. Так, основанный в IX в. на месте захоронения мощей Св. Иакова Старшего город Сантьягоде-Компостела продолжал оставаться одним из главных мест паломничества христиан. В результате реконкисты (исп. reconquista - "отвоевание"), длительной войны VIII-XV вв. за возвращение земель, закончившейся в 1492 г. завоеванием Гранадского эмирата на самом юге Испании королем Фердинандом V Арагонским, стала складываться новая ренессансная культура. Но и после изгнания мавров в Испании продолжала развиваться арабская культура мустарибов, или мосарабов (исп. mozarab от искаж. арабск. musta'rib - "арабизировавшийся") - христиан, испытавших влияние арабских обычаев; а также "мудаджжанов" (арабск. mudadjjan - "получивший разрешение остаться"), более известных под прозваниями мудехары, или морйски. Оставшиеся в Испании мориски приняли христианство, но в XVI в. из-за притеснений подняли восстание, окончившееся неудачей, и в 1609 г. по приказу короля Филиппа III (1598-1621) были окончательно изгнаны из Испании. Исключительно сильно проявились черты восточного искусства в испанской архитектуре. Мечеть, построенная арабами в Кордове (VIII-Х вв. ), имеет все особенности, типичные для построек Ближнего и Среднего Востока: купола, мукарнаты ("сталактитовые" своды), подковообразные арки с полосатой кладкой из камней разного цвета, изысканная ажурная резьба, геометрические орнаменты с вплетенными в них арабскими надписями. Полы и стены, что особенно важно в жарком климате, облицовывались глазурованными керамическими плитками - ацулеями (от арабск. azul - синий), с синей росписью по белому фону. В XII-XIV вв. в Гранаде, столице Андалусии, арабские мастера создали дворцовый комплекс - Альхамбру (от арабск. Al Hamra - "Красная", возможно, от того, что при свете костров или заходящего солнца стены крепости, выложенные из желтого камня, кажутся красными).
Альхамбра - шедевр мавританской архитектуры, олицетворение Райского сада на земле. В композиции ансамбля вода фонтанов и бассейнов, зелень кипарисов (кипарис у арабов - символ молчания) уподобляются описаниям Рая в Коране (рис. 289). Замечательные страницы посвятил Альхамбре, пораженный ее красотой, американский писатель В. Ирвинг: "С арабами-завоевателями в готскую Испанию вторглась иная, высшая образованность чувства и ума. Арабы тогда были смышленым, хитроумным, горделивым и мечтательным народом, вскормленным восточной наукой и литературой... На дальней чужбине они возлюбили землю, дарованную им, по их разумению, Аллахом, и постарались украсить ее всем, что только может послужить людскому благоденствию... на зависть всем христианским державам". Писатель определил стиль архитектуры Альхамбры как "чудесную смесь сарацинского с готским". В другой книге об истории Испании можно найти такую оценку: "Мавры не были варварами... Разбивая противников и вступая в их города, арабы находили какие-то жалкие лачуги, приюты дикарей... Когда же настала их очередь отступать и сдавать свои крепости, они оставляли победителю культурные страны с трудолюбивым и сведущим населением, богатые города с сокровищами знания и искусства...
Роскошные дворцы были окружены там садами, где каждая пядь земли говорила о культуре, университеты являлись иредотсхчиет пауки, которая долго не снилась европейским схоластам, а потом потянула их на костры инквизиции". Помимо выдающихся памятников архитектуры, город Кордова в Андалусии славился выделкой "кордовских кож", или гвадамасйле, - тисненых кож, которыми отделывалась мебель и стены интерьеров во многих городах Европы XVI-ХVIII вв.
Андалусские города Альмерия, Малага и Мурсия с VIII в. были главными центрами производства вышитых шелковых тканей. Это искусство мавры заимствовали из древней Персии. Ткани изготавливались трех сортов: дибаж - затканные серебром в несколько оттенков, тираз - ткань, затканная арабскими надписями, и холас - дешевый сорт. Более ранний стиль декора из крупных цветов, привнесенный из персидского искусства, развивался вместе с мавританским искусством Кордовы. Второй, более поздний, стиль с причудливыми геометрическими "арабесками" и мотивами архитектурного декора именуют "стилем альхамбры". Рисунок в таких тканях строится согласно общему для всего мусульманского искусства принципу бесконечной инверсии геометрических фигур. Второй стиль достиг кульминации в XI в. после разделения Кордовского халифата на королевства Севилью, Гренаду, Толедо и Валенсию. В XIII в. появлялись ткани с геральдическими мотивами в восьмиугольных медальонах (композиционный принцип, выработанный в древней Месопотамии, Персии и Византии).
Известно, что королева Изабелла (1479-1516) заказывала самые дорогие шелковые платья с золотым шитьем в Малаге; в 1499 г. она издала указ, запрещавший носить такие платья всем, кроме королевы, В XII-XIII вв. становятся известными керамические мастерские в арагонском городе Калатаюде и в Андалусии - Малаге, Альмерии, Мурсии. Там изготавливались стеклянные и глиняные "позолоченные" сосуды - так называли покрытие люстром, глазурью с металлическим отблеском. Искусство люстрирования также было принесено в Испанию с Ближнего Востока, из Персии, Сирии. Самые знаменитые произведения этого рода, относящиеся ко второй половине XIV в. , - большие вазы с суживающимся книзу ту ловом. Они называются "альгамбрскими", потому что большая их часть была найдена в XVI в. в одном из помещений дворца Альхамбра. Одну из таких ваз в 1871 г. обнаружил испанский живописец М. Фортуни в маленькой церкви местечка Салар близ Гранады. Ваза служила подставкой для чаши со святой водой. Она имеет куфические надписи и декорирована перламутровым люстром. По рисунку Фортуни в Риме был изготовлен для этой вазы бронзовый четырехножник с головами львов. В 1875 г. ваза приобретена известным коллекционером А. Базилевским, в 1885 г. в составе его коллекции поступила в Эрмитаж в Петербурге, где хранится по настоящее время. В 1878 г. "ваза Фортуни" демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже. Три другие похожие вазы найдены в самой Альхамбре, еще одна - в окрестностях. Ныне они находятся в музеях Мадрида, Палермо, Стокгольма, Берлина. Предполагается, что все вазы подобного типа изготавливались в мастерских Малаги для Альхамбры, поэтому они именуются также "малагскими" (исп. "Obra de Melica"). Еще одно название - "крылатые" (по характерной форме больших ручек). В 1487 г. Малага был взят испанскими войсками, и производство фаянса стало приходить в упадок.
Другим значительным центром испано-мавританской керамики были мастерские в селениях вокруг Валенсии, города на востоке Испании, близ побережья Средиземного моря. Валенсия (лат. Valentia Edetanorum - Крепость эдитанов) основана римлянами в 138 г. до н. э. В XII-XIII вв. она стала центром арабской культуры в Испании, с 1031 г. - столицей независимого мавританского государства, отделившегося от Кордовского халифата. В 1238 г. завоевана Арагоном. Все это время мавры продолжали заниматься своими ремеслами, но не в самом городе, а главным образом в окрестностях (отсюда название с игрой слов: "Terra de Valencia" - "Земля Валенсия", "керамика Валенсии"). Валенсийские фаянсы узнаются по сочетанию золотистого или красно-медного люстра с темно-синей краской. Большие толстостенные блюда с широким бортом украшались растительным орнаментом - мореской, в центре часто помещался герб Валенсии - орел Св. Иоанна Евангелиста. Орнамент располагался концентрическими или радиальными поясами, в середине изображались гербы знатных итальянских фамилий в свободной, широкой, почти небрежной манере. Эти изделия производились на экспорт, в Италию. Для валенсийских фаянсов типичен также натуральный растительный орнамент из "ягодок", заключенных в круги побегов и зубчатых листьев, похожих на греческий акант, темно-синей краской на пунктированном - состоящем из мелких точек - фоне. Встречаются надписи готическим шрифтом. Такие изделия, очевидно, выполнены не маврами, а испанскими ремесленниками, но объединяются общим "испано-мавританским стилем".
В конце XV в. появляются мотивы цветов брионии и виноградной лозы с мелкими листьями и "усиками". Они получили название "персидские цветы" (франц. a fleurs perses). На рубеже XV-XVI вв. появляется особенно блестящий золотистый люстр, синяя краска почти исчезает, вводятся рельефные элементы, усиливающие металлический отблеск, отчего изделия действительно кажутся позолоченными. В центре блюда обычно делалась сферическая выпуклость - омбилик. Для испано-мавританских фаянсов характерна предельная плотность росписи по принципу восточного "коврового стиля", усиливающая нарядность, декоративность. Изделия валенсийских мастерских находят во Франции, в Англии - некоторые блюда извлечены со дна Темзы. Их изображения можно видеть на картинах итальянских живописцев - Ф. Липпи, Д. Гирландайо. Эти предметы показаны как драгоценное убранство интерьеров эпохи Итальянского Возрождения. Еще один характерный тип изделий - аптекарские сосуды цилиндрической формы со слегка вогнутыми стенками, на низкой кольцевидной ножке. А. Кубе производит их позднейшее итальянское название "альбарелли" ("беленые") от арабск. "маленькое деревце", в подтверждение происхождения таких сосудов и Востоке, в подражание суставам тростника и бамбука. В похожих деревянных сосудах в Европу ввозили ароматические вещества. Среди куфических надписей на разных изделиях часто встречается слово "alafia" (арабск. "благодать, благополучие"). В декоре фаянсов и шелковых тканей перемешиваются изображения реальных и фантастических зверей, сражений испанских рыцарей с маврами, несуществующих гербов и нечитаемых псевдоарабских надписей. Композиции напоминают филигранную работу ювелиров, в которых сближаются черты мусульманского и европейского христианского искусства.
Испания XVI в. - это уже другая страна. С XVII в. искусство Испании развивается в русле общих для Европы исторических периодов, художественных направлений и стилей. Однако национальные традиции испанского искусства не забывались и в XX столетии.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.