проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Историзм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

ИСТОРИЗМ

Возникновение стиля

Формирование новаторских течений в архитектуре ХХ в. не сразу сказалось на облике городской среды. До средины ХХ в. функционализм занимал незначительную долю в строительстве, распространившись широко только во второй половине столетия. Но и при этом его основные объёмы размещались в новых окраинных районах городов - зонах массового строительства. Городская среда центров большинства крупных городов, сформированная во второй половине XIX в., включает в различных объёмах сохранившиеся ансамбли (или их фрагменты) исторической застройки, памятники архитектуры и отдельные произведения Современного движения.
Архитектурно-художественная среда центров большинства городов сложилась под влиянием историзма, объединяющего несколько направлений - "стилизации", эклектики, соответствующих ветвей модерна и др. различающихся глубиной и последовательностью в привлечении художественного наследия прежних веков. Последовательный все европейский процесс эволюции в зодчестве от античности через Византию к романскому зодчеству, готике, ренессансу, барокко, классицизму и ампиру исчерпал себя к 30-40-м гг. Х1Х в. После кратковременного, но то же всеобщего и глубокого периода романтизма, /как в музыке, поэзии, живописи, так и в архитектуре/, а отчасти и под его влиянием этот общий процесс историзма распался на национальные школы, пытавшиеся найти стимул к дальнейшему развитию в собственном историческом наследии.
При этом использование национального наследия со второй половины XIX в. по первые десятилетия ХХ в. прошло путь от прямого цитирования и "рисования в стиле", достаточно поверхностного, к глубинному освоению наследия и утонченной стилизации.
Для России сначала в качестве первоисточника вышла на первый план допетровская архитектура XVII в., для Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии - готика.
Выдающимися произведениями этого периода стали крупнейшие репрезентативные столичные объекты: Большой Кремлёвский дворец в Москве /арх. К. Тон, 1943-1848 гг./, здания парламентов в Лондоне /арх. Ч. Берри, 1840-1857 гг./ и в Будапеште /арх. И. Штейндл, 1855-1904 гг./.
Последующее развитие историзма шло двумя путями. Первый - углублённое овладение отечественными традициями и их избирательное применение. Второй - профессиональное энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов для применения их в проектировании в соответствии с заданием или замыслом заказчика /эклектика/.
Поиски на первом пути, в частности в России, привели к формированию осовремененных редакций исторических архитектурных стилей: неорусского в работах А. Щусева /Марфо-Мариинская обитель в Москве, храм - памятник на Куликовом поле/, В. Покровского /банк в Нижнем Новгороде, ссудная касса в Москве/, ориентированных на традиции древнерусской архитектуры XIV-ХУП вв.; неоклассицизма и неоампира в работах И. Фомина /особняки Амабелек - Лазарева и Половцева в С.-Петербурге/ и В. Щуко /русские павильоны на международных выставках в Глазго и Риме, доходные дома на Каменно-островском проспекте и пропилеи Смольного в С.-Петербурге/; наконец, ренессанса в работах И. Жолтовского /особняк Харитоненко в Москве/. К числу наиболее значительных зарубежных памятников этого направления относится национально-романтический ансамбль ратуши в Стокгольме арх. Г. Эстберга /1911- 1923 гг./.
Наиболее профессиональным и талантливым мастером второго направления в России был Р. Клейн, создавший сооружения в неоготике, ориентальном и неоклассическом стиле. Самой значительной оказалась его работа в неоклассицизме - музей изобразительных искусств им. Пушкина /музей Александра III/, завершённая перед Первой мировой войной.
Военные потрясения и послевоенное переустройство общества в России и Европе способствовали резкому отходу от традиций, наиболее ярко проявившихся в идеологии и практике Современного движения. Однако к началу 1930-х гг. стала очевидной малая пригодность функционализма для крупных общественных сооружений из-за его абстрактности и малой коммуникативности. Это выявили международные конкурсы на комплекс зданий Лиги Наций в Женеве и Дворец Советов в Москве.
Со времени этих конкурсов в архитектурном проектировании особо важных объектов вновь формируется историзм, оперирующий преимущественно языком классических архитектурных форм. Наряду с таким классицизируюшим традиционализмом происходит его синтез со стилизованными элементами регионального зодчества. Наиболее значительные примеры таких композиций - застройка центральной площади Еревана правительственными и общественными зданиями в 1930-1940-е гг. /арх. А. Таманян/, комплекс зданий правительственного центра в Нью-Дели /арх. Э. Лаченс и Г. Бейкер/, завершенный строительством в начале 1930-х гг.

 

Формирование стиля.

Независимо от того, победил ли историзм в конкурсных состязаниях или был регламентирован на правительственном уровне /Италия, СССР, Германия/, он на протяжении 30-40-х гг. /а в СССР до середины 50-х/ стал основой в проектировании ответственных объектов и их ансамблей.
Отличительной чертой применения классических архитектурных форм в эти годы становится их нарочитое упрощение в силу ошибочного представления, что эти меры способствуют монументализации архитектурного образа. Колонны теряют энтазис (а иногда и капитель), пропорции ордера утяжеляются, а композиции в целом приобретают членения крупного масштаба.
Эти черты неоклассицизма 1930-х гг. присуши ряду крупнейших зданий - дворцу Шайо (арх. Ж. Крюло, Л. -А. Буало, Л. Азема, 1937 г.) и музею современного искусства (арх. Ж.К. Дондель, А. Обер, П. Виар, М. Дастюг, 1937 г.) в Париже, уже упомянутому комплексу зданий Лиги Наций в Женеве (арх. Д. Ваго и Гийоль, 1930-1936 гг.), зданиям Национального архива и Национальной галереи в Вашингтоне (1935-1941 гг.) арх. Д. Р. Поуп, новое здание библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (арх. В. Щуко и В. Гельфрейх, 1928-1941 гг.)
Однако, наряду с этим возникали композиции, основанные на полнокровном прочтении классики. Особенно характерные в этом отношении работы - здание Совета министров Украины (арх. И. Фомин, П. Абросимов, 1934-1938 гг.), станции московского метрополитена - "Красные ворота" (И. Фомин, 1936-1935 гг.) и "Площадь Свердлова" (И. Фомин, Л. Поляков, 1936-1938 гг.).
Крайними проявлениями огрублённого неоклассицизма стал ряд представительных объектов и ансамблей, возведенных или только запроектированных в Италии и Германии при тоталитарных режимах. В Италии архитекторы этого направления ориентировались на прообразы зодчества эпохи императорского Рима. Так решены триумфальные сооружения в Генуе и памятник победы в Бальцано (арх. М. Пьяченти) и олимпийские сооружения в Риме (архитекторов Л. Моретти и Э. дель Дебио). Памятник победы в Бальцано решён по схеме античной триумфальной арки, но её лишённые энтазиса и капителей колонны превратились в грубые связки фашио (прутьев) с ликторскими топориками.
Своеобразным символом неоклассицизма в архитектуре Италии этого периода стал комплекс ЭУР - крупный общественный центр на окраине Рима, предназначенный для размещения планировавшейся на 1942 г. международной выставки. ЭУР начали проектировать (арх. М. Пьячентини, Д. Пагано, Л. Пиччинато, Э. Росси, Л. Виетти). Во время Второй мировой войны строительство было заморожено и только к 1950 г. по проектам 30-х гг. завершено. Комплекс ЭУР скомпонован по строго симметричной неоклассической схеме. Его главная улица Христофора Колумба, начинается от новой Площади Италии и ведет от города к пляжу. Ширина магистрали 104 м., в центре ансамбля её пересекает вторая главная улица шириною 40 м. Точку пересечения улиц закрепляет высокий беломраморный обелиск, грани которого заполнены рельефом. Поперечную улицу по обе стороны от обелиска замыкают согласно классическим законам глубинной композиции два центричных объёма крупных общественных зданий: по одну сторону - Дворец конгрессов и приёмов, по другую - Дворец итальянской цивилизации. Фасады зданий различных министерств, обстраивающих эту улицу, выполнены одинаковыми (аллюзия на улицу Уффици во Флоренции). В 1960 г. перспективу улицы Х. Колумба замкнуло поставленное на высоком холме здание Большого олимпийского дворца спорта.
Наиболее характерным примером довоенного неоклассицизма в комплексе ЭУР стало здание Дворца итальянской цивилизации, запроектированное арх. Ла Падула в 1937 г. и достроенное к 1950 г. Дворец скомпонован центрично, в виде квадратной призмы, окружённой шестиярусной аркадой, в проёмах которой установлены статуи. Композиция Дворца представляет собой крайне упрощённую и огрублённую реплику на античную композицию Колизея (амфитеатр Флавиев) в Риме.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.