проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Итальянское Возрождение   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

Гениальный Микеланжело в своем "индивидуальном романтизме", в одиночку, уходит вперед настолько, что в скульптуре возвращается к средневековому мистицизму, а в архитектуре создает стиль Барокко. Художники соревновались между собой в разных видах искусства, создавая произведения на одни и те же сюжеты, повторяя и варьируя композиции или заимствуя "фигуры" друг у друга. Известно соперничество Леонардо и Микеланжело и их обоюдное неприятие Рафаэля.
Счастливая целостность искусства кватроченто, в котором мало подготовленному любителю не просто отличить работу одного художника от другого, отошла в прошлое. Официальные состязания художников к середине XVI столетия подготовили академический спор о том, какое искусство важнее: архитектура, скульптура, живопись или поэзия. Строгая архитектоничностъ композиций Донателло сменяется беспокойством и напряжением фигур Микеланжело. По определению X. Вёльфлина, "возрождение в стремлении к "идеализированному монументализму" развивалось столь стремительно, что, не успев создать Классицизм, стало использовать формы, в сущности не имеющие никакого отношения к "возрождению"". Уже в середине XVI в. в итальянском искусстве отчетливо наблюдаются два основных художественных стиля: Маньеризм и Барокко. "Высокое возрождение" (неудачное определение, поскольку возрождение может быть только высоким), ускользает от исследователя хронологически и по существу. Оно обрывается, как и следовало ожидать, внезапно. В 1510 г. умерли Джорджоне и С. Боттичелли, в 1519 г. - Леонардо, в 1520 г. - Рафаэль. Продолжал работать Микеланжело, но его творчество уже было далеко от идеалов Возрождения. В Венеции Тициан, по меткому замечанию И. Грабаря, "подает руку волшебнику живописности Рембрандту". Многим, возможно, казалось тогда, что вот-вот появится новый Рафаэль или Леонардо. Но этого не случилось. Холоден и академичен был Андреа дель Сарто, которого называли "вторым Рафаэлем", странно экзальтированны Б. Амманати и Я. Понтормо.
Так же резко в 1530-х гг. прервалось Северное Возрождение в Германии и Нидерландах. Многие исследователи называли Возрождение "несостоявшейся эпохой", "руинами недостроенного здания". Действительно, "самая великая", по свидетельству современников, картина эпохи Возрождения - "Битва при Ангьяри" Леонардо да Винчи - не была художником завершена, а затем полностью утрачена. Та же судьба постигла располагавшуюся на противоположной стене Зала Пятисот Палаццо Веккьо во Флоренции картину Микеланжело "Битва при Кашине". Фреска "Тайная вечеря" Леонардо стала разрушаться на глазах у автора. Его же конная статуя Ф. Сфорца так и не была отлита из бронзы, а модель погибла. Задуманные Микеланжело Капелла Медичи, величественная гробница Папы Юлия II, фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции не осуществлены. Роспись Сикстинского плафона работы Микеланжело, по словам X. Вёльфлина, "мука для зрителя", настолько она не соответствует пространству помещения.
Главное произведение эпохи Возрождения - собор Св. Петра в Ватикане, строившийся всеми архитекторами от Браманте и Рафаэля до Микеланжело, завершался уже в эпоху Барокко и всем своим видом выражает совершенно иные представления о форме и пространстве. Одно из поздних произведений Микеланжело - фреска "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане (1536-1542) - не ренессансное и даже не барочное творение. В нем, как и в последних скульптурных произведениях на тему "Пьета", происходит возврат к средневековой системе изобразительного искусства.
Эпоха Возрождения оказалась слишком краткой и неподготовленной для того, чтобы вместить идеалы классического искусства. По мнению выдающегося русского мыслителя П. Флоренского, искусство христианской эпохи в целом строится на незавершенности, устремлении к трансцендентному, неосуществимому. "Классицизм по Рафаэлю" был возможен в античности, "когда боги обитали на земле". В эпоху Возрождения подобное понимание красоты оказалось ложью. Мир изменился. "Искусство мнимостей - грандиозный обман антропоцентризма". К этому мнению близко заключение М. Алпатова о том, что искусство эпохи Возрождения "стало реликвией, не вызывающей особого волнения". Это искусство "видимости, внешней формы, торжествующей и самодовольной иллюзии. Оно не онтологично. Оно пожертвовало сущностью ради явления, действительностью ради изображения". Искусство Византии или Готики глубже проникало в сущность духовной жизни. Вместе с рационализмом, аналитичностью, обособлением станкового искусства из "возрождения" уходила поэзия. Трагедия и быстрый крах искусства Итальянского Возрождения предопределены тем, что вместо космоса и Бога человек самонадеянно поставил в центр мира себя, безмерно преувеличив собственные возможности.
Ограниченность такого материализма почувствовал Микеланжело, от подобной философии отвернулся Леонардо, а Рафаэль создал отвлеченный идеализм. Вместе с термином "возрождение", мало отражающим сущность этой эпохи, употребляют и его французский вариант "ренессанс" (франц. renaissance - возрождение). Слово "ренессанс" использовал в 1829 г. Оноре де Бальзак в романе "Бал в Со". В 1855 г. под заглавием "Ренессанс" была опубликована книга французского ученого Ж. Мишле в качестве седьмого тома "Истории Франции". В 1860 г. вышла книга швейцарского историка Я. Буркхардта "Культура Возрождения в Италии", в которой также прозвучал французский вариант термина ("Die kultur der Renaissance in Italien"). Так же поступил в своих очерках об искусстве Итальянского Возрождения английский писатель У. Пэйтер ("The Renaissance"; 1871).
В русском языке, безусловно, более целесообразным является использование слова "Возрождение" в отношении к искусству Италии, а слова "ренессанс" - к Франции. В середине XIX в. многие западноевропейские историки-медиевисты Э. Жебар, Х. Тоде, Л. Куражо, К. Бурдах скептически относились к новаторской роли искусства Возрождения и относили эту эпоху к средневековью, его завершающей, зрелой стадии. Наиболее яркое воплощение этой идеи осуществил голландский историк И. Хёйзинга в книге "Осень средневековья" (1919; на рус. яз. 1988). Э. Панофский в книге "Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада" (1957; на рус. яз. 1998) отделил понятие итальянского Ренессанса (с большой буквы) от других ренессансов, периодически повторяющихся в разное время в других культурах. Эллинистическая традиция, по убеждению Панофского, никогда не прекращала оказывать свое воздействие.
Но уникальность ситуации в Италии на рубеже XIV-XV вв. состоит в том, что именно там совпали интересы "художественно настроенных гуманистов и гуманистически настроенных художников". Некоторые исследователи стремятся расширить границы эпохи Возрождения в Италии на весь XVI в. дабы включить в эту эпоху позднее творчество Микеланжело, запоздалое возрождение в Венеции с живописью Тициана и его последователей, художников венецианской Террафермы, а также творчество Корреджьо и некоторых болонцев. С этой целью вводится термин "эмоционализм". Однако, независимо от терминов, эпоха Возрождения в Италии является закономерным, но и исключительным явлением в истории культуры Запада (восточные "возрождения" имеют качественно иной характер), совершенно особой ситуацией, когда человеку посчастливилось полно и мощно выразить себя в камне, дереве и красках. По заключению М. Дворжака, эпоха Итальянского Возрождения осталась в исторической памяти человечества вершиной "идеалистического стиля", который отразил "борьбу духа и материи" как главное "содержание всего развития искусства европейских народов в послеантичный период".

ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ

ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ - (англ. "Lanceolate style", нем. "Lanzettbogen" - "ланцетовидный свод, арка" от лат. lanсеа - копье, нож с обоюдоострым лезвием) - условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет.

Во Франции такие своды можно видеть в соборах Амьена (XIII-XIV вв. ), Бове (1238-1284), Реймса (1211-1244), Шартра (1145-1230). В английской готике ланцетовидный стиль относится к периоду 1170-1300-х гг. (сравн. "перпендикулярный" стиль; "украшенный", или "декоративный", стиль).

 

ЛАТЕН, ЛАТЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

ЛАТЕН, ЛАТЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - (франц. La Тёпе) - культура железного века кельтских племен, живших во второй половине 1 тыс. до н. э. на территории Центральной Европы. Название от местности Ла Тен близ берега Невшательского озера (Lac de Neuchatel) на западе Швейцарии. В 1907-1917 гг. на мелководье у восточного берега озера найдены остатки свайных построек, орудия из бронзы, железа и дерева, вотивные статуэтки. Металлические и керамические сосуды имеют орнамент в виде волны. Латенская культура является следующим этапом распространения железных изделий после периода Халъштатта, поэтому ее иногда называют "вторым железным веком". Конец латенской культуре положили завоевания римлян в начале I в. н. э. Кельты Рейнской области распространяли свою культуру вплоть до Пиренеев на западе и Британии на севере. Поддерживали контакты со скифами. В их изделиях сохраняется геометрический орнамент, присущий халынтаттской культуре, но заметно появление восточных мотивов, изображений коней, грифонов в скифском "зверином стиле". В кельтских захоронениях находят изделия греков, этрусков. В Ирландии, не затронутой римской экспансией, латенская культура сохранялась в раннехристианский период.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.