проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Латинизирующий стиль   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

ЛАТИНИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ

ЛАТИНИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ - условное обобщающее название проявлений западноевропейского, прежде всего католического, искусства, основанного на романских традициях в странах Ближнего и Среднего Востока. Проявление итальянского (латинского) искусства в странах Центральной и Северной Европы чаще обозначают более широким понятием: итальянизирующий стиль. До начала XX в. определение "латинизирующий стиль" употреблялось с негативным оттенком. Гуманисты эпохи Итальянского Возрождения с презрением отзывались о "латинизирующем стиле" (latinitas) средневековых писателей, использовавших не классическую, а "испорченную" латынь. Экспансия крестоносцев на Восток положила начало длительному противостоянию двух культур: западной - латинской и восточной - византийской. В 1191 г. участники Третьего Крестового похода под командованием английского короля Ричарда Львиное Сердце высадились на о. Кипр. В течение нескольких столетий на этом острове в Восточном Средиземноморье развивалась латинская культура, она мирно сосуществовала с византийской, остававшейся культурой коренного населения. На южном берегу острова об этом времени напоминает рыцарский замок в Колосси (XIII-XV вв. ), резиденция ордена госпитальеров (см, мальтийский крест). В северной части Кипра сохранились замки Св. Илариона, Буффавенто (итал. buffo vento - "порывистый ветер") и Кантара (арабск. kantara - мост, свод), названного так по форме горы, на которой ранее находился византийский монастырь Богоматери Кантаротиссы (Девы Марии Кактары). С 1470-х гг. до 1570 г. , когда Кипр захватила Турция, на острове распоряжались венецианцы. Византийская крепость Кирения на северном берегу острова в XIV-XV вв. была значительно перестроена. В начале XIII в. монахи ордена августинцев восточнее основали аббатство - первый католический монастырь на Кипре - Белапайя (искаж. франц. "Abbaye de la paix" - "Аббатство мира"). В руинах монастырского двора сохранились стрельчатые аркады - прекрасный образец готической архитектуры (XIV в. ). На восточном берегу острова на месте античного города Арсиноя в XIII-XV вв. вырос город Фамагуста, крепость и замок, принадлежавший венецианцам (Кастелло). Считается, что именно в этом замке произошла история Отелло и Дездемоны, описанная У. Шекспиром в драме "Отелло, венецианский мавр" (1604) .

Готический собор Св. Николая с незавершенными (или разрушенными?) башнями западного фасада повторяет классическую композицию французской Готики (за исключением минарета, пристроенного позднее турками, превратившими собор в мечеть). Во время Четвертого Крестового похода (1202-1204), осуществлявшегося с помощью венецианского флота, по наущению венецианского дожа Э. Дандоло крестоносцы обрушились на Константинополь и, разгромив столицу восточно-христианской империи, попытались создать на Востоке обширное латинское государство. Венеция в 1211 г. получила о. Крит. На территории бывшей Византийской империи образовалось несколько царств: Никейское, Эпирское, Македонское с центром в Салониках (1205-1224). В Палестине еще ранее, в 1099-1187 гг. , существовало Иерусалимское королевство. В Центральной Сирии сохранились рыцарские замки, возведенные крестоносцами для охраны границ Триполитанского королевства. Один из самых известных - Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers - "Замок рыцарей"). С XII в. он был резиденцией рыцарей ордена иоаннитов, или госпитальеров, в 1271 г. захвачен арабами. Сохранились коридоры и залы с готическими нервюрными сводами и замечательной каменной резьбой. В Тортозе (совр. Тартус), на побережье Средиземного моря, находится собор Нотр-Дам с четырьмя башнями и тремя нефами с крестчатыми сводами. В XIII в. венецианцы и генуэзцы закрепились в Греции и на островах Эгейского моря. На Пелопоннесе образовалось латинское государство Морея. В XV в. флорентийцы владели многими землями в Аттике, в самих Афинах. Примечательно равнодушие, с которым они относились к античным памятникам. Формировалась иная культура - особенное смешение языков, этнических и художественных традиций греков, латинян, венецианцев, славян (сравн. ориентализирующий стиль). Завоеватели строили на франкский манер замки и крепости. На иконах появлялись изображения донаторов и готической архитектуры. Стала заметной объемная моделировка фигур и ликов, светотень. Эти тенденции имели важное значение для возникновения нового искусства эпохи Возрождения. Только в 1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог с помощью генуэзского флота овладел Константинополем, изгнал из города латинян и возродил Византийскую империю. Латинизирующий стиль распространялся в искусстве Балкан, в XVI-XVII вв. - в Польше, Западной Украине, Белоруссии. Родственными стилистическими течениями являются стиль архитектуры иезуитов в Прибалтике, польский сарматский портрет, украинское барокко и фряжский стиль в искусстве Руси XVII в. Его элементы заметны в работах мастеров строгановской школы, ярославской школы архитектуры, иконописи и фрески. Достижения итальянского искусства были привнесены в строительство Московского Кремля после приглашения в Москву в 1474 г. Аристотеля Фьораванти из Болоньи.

 

ЛИБЕРТИ СТИЛЬ

ЛИБЕРТИ СТИЛЬ - (англ, liberty style) - одно из названий "стиля модерн" в Западной Европе конца XIX - начала XX вв. Английский коммерсант А. Л. Либерти, представитель торговых фирм на Востоке, в 1875 г. открыл в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая и Японии. Произведения восточного искусства - фарфор, лаки, ткани, японские гравюры - с их чистотой линий, тончайшими нюансами цвета и изысканной стилизацией природных форм привлекали внимание эстетов на фоне хаоса, эклектики "викторианского стиля", господствовавшего в Англии второй половины XIX в. Позднее в магазине "Либерти" продавались изделия молодых английских художников, близкие восточному искусству. Фирма "Либерти" имела столь значительное влияние, что в Англии некоторое время произведения искусства Модерна именовали "стилем либерти". Особенно распространенным это название было в Италии из-за активной деятельности миланского отделения торгового дома "Либерти". После международной выставки в Турине в 1902 г. , основные сооружения которой были возведены в "новом стиле" по проекту архитектора Р. Д'Аронко (1857-1932), стиль либерти получил всеобщее признание. Выдающимся художником итальянского стиля либерти был К. Вугатти (1855-1940). Его называли "восточным романтиком". К. Бугатти создавал образцы мебели необычной формы с росписью и инкрустацией с восточными мотивами, оформлял интерьеры "в китайском духе". Из архитекторов известны Дж. Коппеде и А. Сант-Элиа, организовавший в 1912 г. в Милане группу художников "Новые тенденции" (итал. "Cita Nuova"). Два года спустя Сант-Злиа стал основоположником движения футуризма в итальянской архитектуре.

 

ЛЭНД-АРТ

ЛЭНД-АРТ - (англ, land art - "искусство земли") - течение западноевропейского авангардного искусства, пародирующее в абсурдистских формах традиционную ландшафтную архитектуру. Разлад творчества художника с окружающей действительностью (в идейном, эстетическом и предметном отношениях) породил в 1960-1970-х гг. своеобразные пейзажные инсталляции - искусственные образования, создаваемые представителями лэнд-арта: рвы, спиральные насыпи, борозды, холмы, пирамиды из камней. Подобные инсталляции вводятся в естественный пейзаж, ничем не примечательный, либо, напротив, в экзотический - заброшенные каменоломни, шахты, высохшие водоемы, руины зданий. В них помещаются абстрактные конструкции, призванные создать "возмущение" в природной среде и тем самым изменить обыденное восприятие, провоцировать зрителя на необычную реакцию. В одних случаях возникают образы, подобные "агитационному искусству", соотносимые с идеологией социальных движений за охрану окружающей среды от технической цивилизации, в других - композиции, близкие дадаизму и поп-арту. Однако в любых вариациях подобные творения не являются художественными образами и не являются предметом изобразительного искусства, а их мастеров нет оснований именовать художниками. Наиболее известные представители лэнд-арта: Р. Смитсон, Р. Лонг, Д. Оппенхайм, М. Хейсер.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.