проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Неогреческий стиль   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

Выдающимся представителем ретроспективного стилизаторства второй половины XIX в. в Москве был архитектор К. М. Быковский (1841 -1906 гг.) - сын М. Д. Быковского. Его основные произведения - здания Государственного банка (1893-1895 гг., перестроено), Зоологического музея (1896- 1906 гг.) -характеризуют западную ориентацию творческого поиска. Весьма интересна также постройка архитектором А.С.Каминским (1826 - 1897 гг.) в 1870-х годах Купеческой биржи в псевдогреческом стиле. И в других городах появляется все больше эклектических зданий общественного назначения - театров, учебных заведений, больниц.

Видным специалистом в области строительства театров был архитектор В. А. Шретер, по проектам которого были выстроены театры в Рыбинске, Иркутске, Киеве, Тифлисе (Тбилиси) и других городах. Следуя программному условию: театр в Тифлисе создать "в арабском или персидском вкусе", он прибегнул к поверхностной стилизации мотивов восточной архитектуры. Здание это выстроено в 1880-1890 годах. В те же годы в Одессе был сооружен огромный театр по проекту венских архитекторов Г. Гельмера и Ф. Фельнера. На облике этого театрального здания сказалось увлечение претенциозной эклектической декоративностью, ярче всего воплощенной в очень популярном тогда здании Большой оперы (Гранд-Опера) в Париже (1861 -1875 гг.), построенном по проекту архитектора Ш. Гарнье (1825-1898 гг.).

Здания театров играли важную градоформирующую роль, ибо они способствовали образованию в городах театральных площадей или уширений улиц. Однако еще большее значение в городах приобретали железнодорожные вокзалы, функции которых обусловливали обязательное появление вблизи них городских площадей. Архитектурная же характеристика фасадов вокзалов, несмотря на новаторскую сущность этих сооружений, оставалась в рамках эклектической стилизации, с которой иногда сосуществовали новые архитектурные формы, что, например, присуще облику Одесского вокзала, выстроенного по проекту архитектора В. А. Шретера в 1879-1883 гг.

Ориентация на ретроспективное стилизаторство как творческий метод в сознании будущих архитекторов воспитывалась со "школьной скамьи" в обоих высших архитектурных учебных заведениях России того времени: в Петербургской Академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Студентам устанавливались программы на разработку проектов, причем обязательно в каком-либо историческом стиле: "в изящном и классическом", византийском, готическом, новогреческом и др.

Продолжавшаяся практика заграничных командировок академических пенсионеров предусматривала поездки прежде всего в страны возможного заимствования (Францию, Германию и Англию) "для обозрения известных там зданий". Тематика проектов на присвоение звания академика отвечала требованиям времени, а потому, помимо традиционных программ на проекты храмов, давались задания на разработку проектов "вододейственного несгораемого Оружейного завода" (1842 г.), торговых и публичных бань "с удобствами и роскошью" (1846 .г.), "воинской богадельни" (1851 г.) и т. п.

Острая потребность в специалистах архитектурно-строительного дела для провинциальных городов не могла быть удовлетворена ни петербургской, ни мотовской архитектурными школами, и потому в 1830 г. было создано Архитекторское училище при Академии художеств, а в 1832 г. при Главном управлении путей сообщения открыли Училище гражданских инженеров. Однако все возрастающее значение инженерно-технической стороны архитектуры и продолжающаяся нехватка специалистов привели к слиянию обоих вновь учрежденных училищ и организации Строительного училища. Оно должно было подготавливать специалистов широкого профиля, способных заниматься сооружением гражданских зданий, фабрик и заводов, мельниц и других промышленных сооружений, устройством дорог, мостов и плотин, а также водопроводов, артезианских колодцев и всех гидравлических работ в городах. В 1882 г. Строительное училище преобразовали в Институт гражданских инженеров - вторую по значению высшую архитектурно-строительную школу, готовившую высококвалифицированных специалистов с архитектурным и инженерно-техническим образованием.

 

НЕОМОДЕРНИЗМ, ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Неомодернизм

НЕОМОДЕРНИЗМ - происшедший в конце 50-х гг. кризис функционализма /интернационального стиля/ был в известной степени преждевременным и недостаточно обоснованным. Его формообразующий и композиционный потенциал остался далеко не исчерпанным, а в части тщательности анализа и строгости учета функциональных требований при проектировании он сохранил преимущества и перед хай-теком и перед постмодерном. В связи с этим совсем не случайно в конце 70-х гг. интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для Современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда "белая архитектура", активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Р. Майер хранит преданность белому цвету, считая, что "белый цвет - иллюзорный символ непрерывности развития", и возводит в свои неизменно белые элегантные крупные общественные здания в центрах Парижа, Гааги, Лос-Анжелеса и др. крупнейших городов.
Развитие неомодернизма происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики /и части профессионалов/ привлекательность постмодернизма. В выше цитированном высказывании Хатчинсона предпочтение неомодернизма постмодернизму звучит откровенно и настойчиво. В то же время европейская критика признаёт за постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.
Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в 80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.
Развитие конструктивизма и рационализма в архитектуре СССР было жёстко приостановлено директивами правительства. Опыт архитектуры авангарда был исключен из теории и практики архитектуры, произведения авангардистов не поддерживались профилактическими ремонтами, частично перестраивались или разрушались. Серьёзное исследование архитектуры авангарда было начато лишь в 60-е гг. учёными ВНИИТАГ /Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Госкомархитектуры СССР/.
Благодаря работам этих учёных и в первую очередь С. Хан-Магометова, В. Хазановой, П. Александрова и др., книги которых в 70-80-х гг. были переведены на европейские языки, опыт мастеров советского авангарда стал доступен мировой архитектурной общественности. Этот поток новой информации, пришедшийся на период начавшегося разочарования в постмодернизме, способствовал не только повышенному интересу к русскому авангарду, но и к неисчерпанным возможностям модернизма в целом. Сформировавшийся на этой базе неомодернизм содержит ветвь, базирующуюся преимущественно на образах отечественного авангарда, называемого общим термином "конструктивизм": Эта ветвь неомодернизма основывается не на прямом заимствовании образов прошлого, а на их умышленной трасформации в связи с чем получила наименование деконструктивизма /декон/.

 

Декон

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ - в целом, при всём разнообразии индивидуальных творческих манер и кредо, мастера декона базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации /"искажению абстракции"/, что придаёт их композициям динамизм и остроту. В качестве источников разные авторы деконструктивизма избирают различные периоды и авторов русского авангарда. Так, например, Р. Коолхас и 3. Хадид в своей работе ориентированы на поздний авангард и особенно на "антигравитационную" архитектуру И. Леонидова. Р. Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге /1984- 1987 гг./ объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3. Хадид - подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте "Пик-клаба" для Гонконга /1983 г./ Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда /Н. Ладовского, К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой/ или уравновешенные композиции А. и В. Весниных.
Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе "бытие как присутствие", абсолютизирующем настояшее время. Выход из этой метафизичности Ж. Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения /" деконструкции" / самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.
Хотя основные положения мирооззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом /науку о письме он называет "граммотологией"/, он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма.
В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Муми. В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно- двухэтажных павильонов - "фоли" - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. Деррида пишет, что "фоли вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось давало смысл архитектуре... "Фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.