проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Искусство Китая   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

Первые образцы так называемого протофарфора относят к эпохе династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э. ). Белый фарфор чистой и звонкой массы создавался в период династии Тан (618-907). "Открытие" фарфора происходило постепенно, в течение столетий, но не случайно оно сделано китайцами. Технология производства фарфоровых изделий, помимо необходимых компонентов, требует идеальной чистоты, терпения и тщательной подготовки материалов. Фарфоровые изделия периода Сун (960-1279) отличаются мягкостью, пластичностью форм, глазурью белого или голубоватого оттенка либо цвета слоновой кости, иногда с узором "краклэ" или награвированным орнаментом типа сграффито. В период правления монгольской династии Юань (1279-1367) складывается классический стиль росписи фарфора синим кобальтом, получивший наибольшее распространение в эпоху Мин (1368-1644). Техника росписи фарфора основывается на многовековой традиции изощренного рисования и каллиграфии кистью и тушью по бумаге (также китайском изобретении). Особое отношение к материалу породило поэтические названия глазурей: "цвет луны", "голубой туман", "цвет неба после дождя", "павлинье перо", "цвет кожи желтой рыбы". В резьбе по дереву и изделиях из бронзы распространен геометрический орнамент, удивительно похожий на греческий меандр, мотив свастики (знак пожелания добра), спиральный орнамент - так называемые китайские облака, волна, зигзаг - лэй вэнь, знак молнии, символ благодатного дождя. Символом дождя, жизненно важного для земледельцев, был также дракон. Желтый дракон - эмблема императора (девять драконов с пятью когтями на лапах могли изображаться только на императорском одеянии). Зелено-голубой дракон был символом императорской династии Хань. Птица феникс (так европейцы называли изображения фазана) - знак пожелания силы, красоты и высшего блаженства. Каждый месяц года связывался с определенным цветком: хризантема - символ осени, дикая слива - зимы, пион - весны, лотос - лета. В самый жаркий месяц "человек с хорошим вкусом" будет наслаждаться у себя дома созерцанием "пейзажа с тенистыми рощами, в которых хорошо укрываться от жары", а изображения "высохших деревьев и бамбука среди камней" можно держать в комнате в любое время года.

Китайцы были изобретателями шелковых тканей (самые ранние находки датируются концом 3 тыс. до н. э. ). Вначале из шелка делались знамена и зонтики, служившие знаками различия. Желтый цвет полагался императору и императрице, лиловый - членам императорской семьи, голубой - высшим военным чинам, красный - средним, черный - чиновникам низшего ранга. С эпохи Тан получает развитие производство расписных и вышитых шелковых тканей. В правление маньчжурской династии Цин (1662-1796) изготавливались самые разные изделия, ставшие классическими для искусства Китая. Особенно славился фарфор периода правления императора Канси (K'ang Hsi, 1662-1722). В это время изготавливались бледно-зеленые селадоны, вазы с ярко-красной глазурью "бычья кровь" и искрящейся "фламбэ". Красочные росписи фарфоровых изделий названы европейцами "зеленым", "розовым" и "черным семейством". Изысканный декор изделий "розового семейства" именовали "парчовым стилем". К периоду Канси относят лучшие резные изделия из нефрита. Интересно, что, в отличие от цветного камня, дерева и фарфора, стекло в Китае практически не применялось. Наряду с резьбой по красному лаку в Китае делали мебель, шкатулки, пюпитры из "расписного лака" - особой техники многослойного лакового покрытия деревянных изделий с росписью и междуслойной инкрустацией фольгой и перламутром. Эту технику заимствовали у китайцев японские и корейские мастера. До настоящего времени сохранилось искусство ажурных силуэтов из цветной бумаги и фольги. При изучении китайского искусства возникает ощущение, что его мастера наслаждались работой, придавая философский смысл решению самых сложных технических задач. К примеру, на грани разумного, с точки зрения европейца, находится работа над ажурной резьбой костяных шаров, вращающихся один внутри другого. На такую работу у мастеров уходили многие годы. Достаточно условно, удовлетворяя потребность в аналогиях с историей европейского искусства, эпоху Тан (VII-IX вв. ) можно сравнить с ранним средневековьем, Сун (X-XIII вв. ) назвать эпохой классического китайского искусства (позднее средневековье), Мин (XIV-XVII вв. ), хронологически соотносимое с европейским Возрождением, более подходит под определение периода маньеризма и академизма. Искусство Китая оказало решающее влияние на формирование национальных художественных традиций в Корее и Японии. Китайские изделия всегда были интересны европейцам, они привлекали особой эстетикой, красотой материала и тщательностью его обработки. Китайский фарфор и шелк ценились на вес золота в буквальном смысле этого слова. Изделиям китайских фарфористов подражали мастера делфтского фаянса в Голландии. В XVII-XVIII вв. в Голландии и Англии была в моде мебель из китайского лака. "Китайский секрет" производства фарфора разгадали в Европе только к 1710 г. Ксилография - гравюра на дереве - получила развитие в европейском искусстве спустя восемь столетий после ее освоения в Китае (I в. н. э. ). Китайское искусство оказывало воздействие на развитие европейского стиля Рококо и даже Неоклассицизма. В эпоху Романтизма конца XVIII - начала XIX вв. и неостилей второй половины XIX в. в модном "китайском стиле" оформлялись загородные дворцы, интерьеры, парковые павильоны и беседки. "Китайская деревня" создавалась в парке Царского Села под Петербургом. Были и обратные воздействия - увлечения "европейщиной" в Китае, так называемое "шинуазри наоборот" (франц. chinoiserie - "китайщина"). Это явление началось с приходом португальских торговцев в Гуанчжоу в 1517 г., усилилось благодаря деятельности Ост-Индской голландской торговой компании, особенно в период Канси. При дворе императора Цян Луна (1736-1796) в Пекине работали европейские художники. Одним из них был итальянец Джузеппе Кастильоне (1688-1766). С 1715 г. он находился в Китае, хорошо знал китайское искусство и "владел китайской техникой живописи наравне с европейской". Многие китайские изделия из фарфора и расписных эмалей специально изготавливались на экспорт в Европу. Однако техника росписи по эмали заимствована китайцами из Франции, из мастерских Лиможа, и в XVII-XVIII вв. она оказалась одним из "мостиков", связывающих европейское и китайское национальное искусство. В период Модерна конца XIX - начала XX вв. европейские поэты-символисты обратили внимание на искусство Дальнего Востока. Они увидели в китайской живописи способность "зачаровывать предметы" и уводить от действительности "к снам наяву". Этим качеством китайское искусство соотносится с европейской романтической традицией, одним из выражений которой стало течение символизма "серебряного века". Ведь и стиль Ар Нуво начался с увлечения французских живописцев японской цветной гравюрой на дереве. А название китайского пейзажа "Вечерний звон далекого храма"? Так ли оно далеко от названий картин дрезденских романтиков?

КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - (от лат. colonus - колон, древнеримский поселенец, арендатор земли, житель провинции). Колонат - прикрепление к земле поселенцев провинции - складывался в древнеримской империи в III в. Однако этим позднейшим латинским словом стали называть процесс освоения новых земель жителями Восточного Средиземноморья с конца 2 тыс. до н. э. Финикийцы в IX-VII вв. до н. э. основали поселения на Кипре, в Северной Африке - Карфаген, в Сицилии, на побережье Испании - г. Гадес. Греки заселили острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Южную Италию, Северное Причерноморье. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э. ) отметил, что "греки селятся вокруг морей, как лягушки вокруг болот". Поселения по-гречески назывались "апойкии" (греч. apoikii - "отселения"), а культура метрополии - автохтонной. Особое значение для истории европейского искусства имели древнеримские поселения в Галлии, Рейнской области (от слова colonus происходит название г. Кёльна), Британии и последующая романизация "варварских" народов. Другие синонимы слова "колониальный" - "вернакулярный" (англ, от лат. vernacular - местный, родной) и "рустичный" (лат. rusticus - сельский, грубый) - имеют слегка пренебрежительный оттенок: простой, незатейливый, неуклюжий, бесхитростный и поэтому иногда относятся вообще к народному творчеству, наивному искусству, примитивам В истории искусства термином "колониальная архитектура" стали называть результат строительной деятельности франков на землях Византии после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. Колонисты создали своеобразную архитектуру, в общих, чертах повторяющую западноевропейскую романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Готическая стрельчатая арка стала символом католической церкви на Востоке, но не более чем на столетие. Провинциальное искусство английских колоний Америки XVIII-XIX вв. , в особенности архитектура, оформление интерьера и мебель, также представляет собой не оригинальный художественный стиль, а смешение упрощенных форм английской готики, "голландского барокко", "викторианского" и "староанглийского" стилей. Это эклектическое искусство складывалось на основе завезенных в Америку первыми колонистами предметов обстановки, а также в связи с привычными представлениями, ностальгией по уюту традиционного английского дома.

Другим примером "колониального стиля" является искусство католических стран Латинской Америки XVII-XIX вв. - Аргентины, Чили, Перу, Уругвая, Бразилии. Привнесенный в эти земли испанскими и португальскими завоевателями и миссионерами стиль Барокко с характерными для Испании элементами мавританского искусства, стилей исабеллино и платереск постепенно ассимилировался и под воздействием местных этнических традиции принял фантастические формы. Массивность, некоторая грубость архитектуры и скульптуры сочетается в латиноамериканском "колониальном стиле" с яркими красками и насыщенностью плотного измельченного декора. Испанское и португальское Барокко трансформировалось в странах Латинской Америки в "ультрабарокко" - манъеристско-декоративный стиль, включающий европеиские и местные фольклорные элементы в сочетании с архаическим мышлением, близким романскому и даже дороманскому, раннехристианскому искусству. К "колониальным" относят "второй георгианский стиль", сложившийся в Северной Америке в 1700-1770-х гг. и "федеральный стиль" в искусстве США 1780-1850-х гг. Название "колониальный стиль" условно, оно является, скорее, эпитетом, чем определением историко-художественного стиля, прежде всего по причине вторичности и эклектичности. Отсюда ироничное использование слова "колониальный" в применении к явлениям провинциального, мещанского вкуса, самодеятельного искусства, в котором перемешаны элементы разных "исторических стилей" в комичном, измельченном варианте (сравн. наивное искусство; примитивы; хайматкунст).
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.