проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Функционализм   Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Истоки движения.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только архитектуру, но распространился широко и повсеместно на весь предметный мир - мебель, одежду, книжную графику сценографию и пр., заложил теоретическую и практическую базу дизайна.
Отчасти художественной предтечей современного движения послужил сформировавшийся в начале ХХ в. футуризм и конструктивизм /в изобразительном искусстве/. От футуризма функционализм воспринял его демонстративное отрицание творческого наследия, а от конструктивизма культ обобщенных абстрактных геометрических форм. Идеи архитектурного функционализма первоначально формировались в виде литературных манифестов, "бумажных" проектов, теоретических трудов. Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и научно-технического прогресса.
Так, например, излагал в письме к Ле Корбюзье эти цели выдающийся отечественный теоретик и практик архитектуры М. Гинзбург: "Нас не связывает прошлое. Мы знаем, что современный город смертельно болен, но не желаем его лечить. Наоборот, мы хотим его разрушить и заменить новыми социалистическими формами расселения людей, лишенными внутренних противоречий, как пережитков капитализма".
Ле Корбюзье в свою очередь в "бумажном" проекте 1925 г. реконструкции центра Парижа /"план Вуазен"/ предусматривал радикальный снос всей исторической застройки центра /за исключением нескольких выдающихся памятников архитектуры/ на территории в 240 га и застройку её 18 одинаковыми крестообразными в плане стеклянными башнями офисов высотою по 200 м. Вся незастроенная часть территории центра отводилась "планом Вуазен" под озеленение с устройством надземного транспорта на эстакадах.
Так же радикален был Ле Корбюзье, как и предлагая в ответах на анкету МОСХа преобразовать центральную часть Москвы: "Нужно разрушить все существующие жилые здания... в корне уничтожить её радиально-концентрический облик, сохранить помимо Кремля лишь Мавзолей, Большой театр и особняки стиля ампир".
В представлениях и трудах идейных лидеров функционализма - Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Т.ван Дусбурга, М. Гинзбурга - произошло слияние архитектурно-технических и социальных идей, сформировалось представление о возможности архитектурными средствами преобразовать социальную картину жизни людей. Предполагалось, что за счет экономической эффективности новой строительной техники окажется возможным создать достойное жилище и полноценную городскую среду для наименее обеспеченной и самой многочисленной части горожан. В 1928 г. это единство взглядов передовых архитекторов Европы было организационно закреплено созданием CIAM/ Международного конгресса современной архитектуры/.
Конгресс подтвердил концепцию, современного движения и профессиональные обязанности архитектора по удовлетворению запросов материальной, чувственной, и духовной жизни общества. Целями CIAM была признана пропаганда идей современной архитектуры в социальных, экономических и технических кругах, реализация их в строительстве. CIAM боролся против академизма, эклектики и рутины. Его главными организаторами были Ле Корбюзье /Франция/, В. Гропиус /Германия/, Л. Серт /Швеция/, Гидеон /Швейцария/.

Русский авангард.

Особенно ярко идеи функционализма проявились в отечественной архитектуре 1920 - начала 1930-х гг. Специфика развития советской архитектуры этих лет, выдвинувшая ее на первое место в мире, определялась объективными социально-экономическими причинами /отмена частной собственности на землю, сковывавшей свободу архитектурного творчества, экспроприация крупной недвижимости дворцов, парков, садов царской фамилии, знати, крупной финансово-промышленной буржуазии/ и формированием новых целей архитектуры - создание новой достойной пространственной среды для нового общества. Оба эти обстоятельства создавали условия для свободы творчества. Ему способствовало и отсутствие необходимости контролировать архитектурную фантазию требованиями практической реализации: в начале 1920-х гг. экономические условия для осуществления проектов были минимальны. Однако это не препятствовало ни художественным поискам, ни теоретическим разработкам. Творческая соревновательность поддерживалась многочисленными конкурсами проектов по разнообразным программам и заданиям, возможностью широкой публикации материалов конкурсов, результатов теоретических исследований. Именно наличие реально новых условий, запросов и проблем отличало условия работы советских зодчих от достаточно прагматичной постановки социальных проблем в архитектуре Запада. Сочетание новаторского языка архитектурных форм и решение новых социальных задач способствовало формированию в СССР подлинно революционного искусства, позже названного авангардным. Оно явилось генератором новых идей и концепций, изучение которых в нашей стране и за рубежом продолжается и в наше время.
Революционный романтизм советской архитектуры двадцатых годов придавал эмоциональную насыщенность ее образам. Это составляет ее существенное отличие от рассудочности и сухости образов архитектуры западного функционализма и привлекает к ней заинтересованное внимание, а иногда и подражание, архитекторов различных стран, поскольку только к концу века развитие строительной техники позволило реализовать ряд замыслов отечественных авангардистов. К сожалению, на родине органичное развитие функционализма было жестко приостановлено директивным Постановлением ЦК ВКП/б/1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", которое ориентировало архитекторов на активное применение в проектировании исторического наследия.
Проблема формирования новой архитектуры для нового общества в 1920-х гг. особенно привлекала архитекторов молодого и среднего поколений, объединявшихся в несколько творческих союзов /ассоциаций/. Установки этих ассоциаций имели различия, но ориентация на полный отказ от традиционного наследия была общей.
Возникшая в 1922 г. во главе с архитекторами Н. Ладовским, В. Критским и инженером А. Лолейтом Ассоциация новых архитекторов /АСНОВА/, называвших себя рационалистами, преследовала в основном эстетические цели: разработку принципиально нового синтаксиса архитектурных форм, основанного на объективных психофизиологических законах восприятия главных составляющих элементов архитектурной композиции- объёма, плоскости, ритма и т.п. Наряду с поисками нового языка архитектуры члены АСНОВА работали над созданием новых типов зданий, отвечающих новым социальным процессам, явлениям и формам общественной жизни. Наибольшее их внимание привлекала разработка такого общественного здания, как рабочий клуб. Не случайно в 1925 г. к ассоциации примкнул арх. К. Мельников - автор первых шести рабочих клубов Москвы.
В 1925 г. возникло объединение современных архитекторов /ОСА/, которое возглавили А. и В. Веснины и М. Гинзбург. ОСА также ставило своей задачей формирование типов зданий, отвечающих новым социальным условиям. Однако подход архитекторов ОСА к проектированию был более прагматичным, чем у АСНОВА. В компоновке здания они считали основополагающей функциональную и конструктивную организацию пространства, как источник её гармонизации. Этот подход мастера ОСА формулировали как "функцию сконструированной материальной оболочки и скрытого за ней пространства". Это направление получило в СССР наименование конструктивизм.
Различия в подходах сказались на образной трактовке сооружений, созданных представителями обеих школ. Легче всего это можно проследить на примерах, композиции зданий одинакового назначения, например, клубов, запроектированных конструктивистами А. и В. Весниными, и рационалистом К.Мельниковым.
Клубы Весниных /в Баку и Москве/ представляют собой свободно развивающиеся соответственно функции асимметричные обьёмно-пространственные композиции, клубы К.Мельникова - компактные целостные крупно члененные, как правило, симметричные объёмы, полноценно отвечающие функциональным требованиям.
С 1970-х гг. все направления развития отечественной архитектуры этого периода чаще всего обозначают общим термином "русский авангард".
В первой половине 1920-х гг. в СССР ставится задача создания недорогого, но достойного жилища для рабочих и формируется концепция массового жилищного строительства. К первым публичным выступлениям на эту тему относится статья Л. А. Серка в газете "Правда", основанная на его исследованиях начала 20-х гг. проблемы рационального жилища для рабочих. Он обосновал необходимость отказа от практики строительства одноквартирных деревянных домов и перехода к строительству блокированных или секционных двухэтажных домов с капитальными несгораемыми конструкциями и полным инженерным благоустройством индивидуальных квартир общей площадью 60 - 70 кв.м.
Первые показательные дома по проектам Л.А. Серка были построены в Москве в 1923 г.
В эти же годы складывается концепция комплексной жилой застройки жилых районов, включающая наряду с жилищем предприятия инфраструктуры. Несмотря на крайнюю скудость материальных и финансовых ресурсов эта концепция начинает реализоваться. Неблагоустроенную усадебную застройку рабочих окраин крупных промышленных городов начинают заменять благоустроенной комплексной застройкой с 2- 4- этажными капитальными секционными или блокированными домами. К наиболее известным жилым комплексам этого типа в Москве принадлежит посёлок Сокол /арх. Н. Марковников/, комплекс при заводе АМО /арх. И. Жолтовский/, комплексы им. Разина, им. Кирова, им. Шаумяна, им. Артёма в Баку, построенные в 1924-1925 гг. по проектам арх. А. Иваницкого и А. Самойлова, а также комплексы в Харькове, Ленинграде, Тбилиси и др. крупных городах.
В некоторых комплексах создавались новые по содержанию общественные центры, состоящие из детского учреждения, школы, фабрики-кухни и рабочего клуба. Не случайно именно здания рабочих клубов, как дворцов культуры, становится одной из основных тем в творчестве выдающихся архитекторов этого времени: К. Мельникова - клубы в Москве им. Русакова /1927-1928 гг./, завода "Каучук" /1927-1928 гг./, фабрики "Буревестник" /1929 г/, И. Голосова - клуб им Зуева /1927-1929 гг./, бр. Весниных - рабочие клубы в Баку /1928 г/ и Дворец культуры Пролетарского района/ ныне им. Лихачёва /в Москве и в Ленинграде - Дворец культуры им. Горького арх. А. Гегелло, Д. Кричевского, Райляна /1925-1927 гг./.
Большинство ведущих мастеров советской архитектуры 1920-гг. наряду с теоретической и практической деятельностью преобразовали подготовку нового поколения специалистов на базе социальной ориентации и рационалистического научного подхода к проектированию: Б. Ладовский, И. Голосов, К. Мельников - во ВХУТЕМАС'е и ВХУТЕИН'е /подготовка архитекторов и дизайнеров/, бр. Веснины - в Высшем техническом училище им. Баумана /подготовка инженеров-архитекторов/.

 

Эстетические принципы.

В те же годы идеи социально ориентированной архитектурной деятельности начинают реализовываться и в западных странах. В наибольшем объёме они были осуществлены несмотря на тяжелый послевоенный экономический
кризис в Германии периода Веймарской республики - В. Гропиусом, Б. Таутом, Г. Майером. Центром, объединяющим деятельность этих архитекторов, служила художественно-промышленная школа "Баухауз" в Веймаре /с 1925г. - в Дeccay/. Она была ориентирована на рационалистическое и гуманистическое решение жилищной проблемы, и овладение языком и возможностями индустриальной техники в архитектуре и прикладном искусстве. Не случайно выставка работ Баухауза в 1922 г. проходила под девизом "Искусство и техника - новое единство".
Функция, как основа эстетики формообразования, являлась идеологической основой творчества мастеров Баухауза, получив отражение в крылатой формуле Бруно Таута: "Что хорошо функционирует, хорошо и выглядит".
В Германии 1920-х гг. были организованы жилищные товарищества, которые осуществляли по проектам архитекторов Баухауза застройку жилых комплексов для рабочих и других мало обеспеченных групп населения в ряде крупных городов. К наиболее известным из этих комплексов относятся в Берлине - Симменсштадт /арх. В. Гропиус/, Нейекёльн /арх. Б. Таут/, Бритц /Б. Таут и М. Вагнер/, "Хижина дяди Тома" /Б. Таут и Г. Хёринг/, во Франкфурте -на -Майне - комплексы Праунхайм и Роммерсштадт /Э. Май/, в Карлсруэ - комплекс Даммершток /В. Гропиус/. Формирование квартирного фонда в этих комплексах осуществлялось по принципу социальной справедливости: "Одинаковое жилище - одинаковым людям" /Gleiche Wohnungen fur gleiche Menschen/.
Объёмно-планировочная структура 2- 4- этажных жилых домов в этих комплексах была блокированной с небольшими приквартирными земельными участками или секционной; система застройки - открытой, по преимуществу строчной. В 1922 г. сходные схемы застройки предложены Л. Весниным в проектах жилых комплексов для Шатуры и Подольска.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2014, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.