Центр Исследования Хаосажурнал Реконструкция территории Ярославского Полиграфкомбината
Проскурина Катерина

in English

    см. также:

Архи всЁ



состав проекта

Реконструкция территории ЯПК
Схема генплана
Фотофиксация ЯПК
Общий вид комплекса ЯПК
Общий вид комплекса
Схема ситуационного плана
Функциональное зонирование
Общий вид комплекса
Пассаж
Пассаж
Центральный вход в комплекс
Вид на комплекс с грузового двора
Вид на вход в Бизнес центр
Общий вид комплекса
Вид на гостиницу и Апарт отель

 

следующая страница >
перейти к просмотру

РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОГО ПОЛИГРАФКОМБИНАТА
В процессе исторического развития укрупнение и расширение городов сказалось на том, что пояса промзон и отдельные промышленные предприятия на уровне окраин конца XIX — начала XX веков стали городскими территориями, требующими экологического подхода, зонирования, а зачастую, нуждающиеся в реконструкции, реабилитации и ревитализации.
В мировой архитектурной практике эти проблемы решаются выводом промышленных предприятий из города. Использование зданий, специально построенных под определенный технологический процесс, их реабилитация в современном городе — сложная задача, зачастую такие здания являются памятью об исторической эпохе их создания, градоформирующими и даже градообразующими объектами.
Можно выделить следующие три направления ревитализации промышленных зданий и их территорий: превращение бывших индустриальных гигантов, памятников истории, архитектуры и культуры в:
1. «творческие кластеры» — центры современного искусства, для проведения всевозможных выставок, спектаклей и фестивалей.
2. в бизнес-парки, нестандартные в объемно пространственном решении деловые центры
3. в элитные селитебные комплексы с квартирами свободной планировочной структуры
Ревитализация широко внедряется во всем мире. Тысячи людей с ума сходят по промышленной романтике, по «джунглям города» — непредсказуемым пространствам промзон. Может быть и музею, и банку одинаково просто въехать в новое, с иголочки, специально выстроенное здание, чем притираться к уже имеющимся фабричным стенам и странным сводчатым подвалам. Но с другой стороны, пространства, переоборудованные под новые функции, несут в себе исторический энергетический заряд, попадая в них, мы — уже находимся внутри экспоната. Они уникальны в своей исторической неповторимости.
Знаменитая лондонская галерея Tate Modern, открытая в 2000 году в здании бывшей электростанции на южном берегу Темзы, один из таких примеров. Ее Турбинный зал, высота потолков которого равна 35 метрам, а длина 152 метра — известнейшая в мире арт-площадка.
В Германии Рурская область, известная угледобывающей промышленностью, была превращена в памятник индустриальной архитектуры, в центр искусства и дизайна. В Роттердаме, Нидерланды, бывшее здание склада "Vrij Entrepot", ориентированное на воду, было преобразовано в мультифункциональный проект с квартирами, ресторанами и супермаркетом. В Хельсинки, Финляндия, культурный центр «Кэбл Фэктори» (Cable Factory) разместили в помещении канатной фабрики, а в Пекине Центр современного искусства (Dashanzi Art District) — на территории бывшего военного завода, построенного еще с помощью Советского Союза и ГДР.

В России весьма отчетливо в последние годы проявилась тенденция к освоению промзон Москвы и Санкт-Петербурга. Зачатки этого процесса возникли еще в 1990-х. Одна из главных проблемных орбит Москвы – пояс промзон, конца XIX — начала XX века, расположенный недалеко от Кольцевой линии метро. На западе этой орбиты, на месте снесенной пресненской промзоны, сейчас строят гигантский комплекс московского Сити. Через Москву-реку вместо Бадаевского пивзавода и карандашной фабрики Сакко и Ванцетти планируется крупнейший в городе квартал элитного жилья. На востоке Москвы на месте бывшего Московского газового завода, прямо за Курским вокзалом, планируется соорудить бизнес-центр «Арма» — но не на пустом месте, а вокруг четырех огромных круглых газгольдеров XIX века, которые должны стать смысловым и структурным центром всего комплекса. Бизнес-центр «Аврора» занял свое место на территории камвольного комбината. Возле Курского вокзала появился «Винзавод» — скопление галерей, клубов, магазинов в постройках старинного пивоваренного завода «Московская Бавария». В здании бывшей шелковой фабрики «Красная Роза», возведенном еще в 1905 году расцвел Центр дизайна ArtPlay, собравший известных архитекторов, проектировщиков, дизайнеров и художников. В 2004 году напротив храма Христа Спасителя заработал проект «АРТСтрелка». Здесь приглашенные восемь галерей заняли пустующие гаражи шоколадной фабрики «Красный Октябрь». Даже ГЦСИ (Государственный центр современного искусства) — это не что иное, как перестроенное здание завода электроосветительного оборудования. (1)

В Ярославле ряд промышленных предприятий, занимают территории в центральной части города: Ярославский Мукомольный завод на берегу реки Которосль, Кондитерская фабрика «Ярославль-кондитер», завод «Русские краски» и т. д. А большую территорию, расположенную рядом с крупнейшим транспортным узлом Ярославля Октябрьской площадью, бывший завод «Красный Маяк», уже перестроили под торгово-деловые цели, разместили казино, несколько ночных клубов, ресторанов, кафе и наземную парковку.
В центральной части города находится и Ярославский Полиграфический комбинат. Зона проектирования, площадью 2,4 га, находиться в двух кварталах от железнодорожного вокзала Ярославль Главный, на пересечении одной из самых оживленных улиц города ул. Свободы с ул. Полиграфической. Оно замыкает перспективу пр. Ленина, самого длинного пешеходного бульвара города. Главное здание имеет большую протяженность фасада (около 200 м по ул. Свобода и около 150 м по ул. Полиграфическая). Масштаб оконных проемов, ритм пилястр, симметрично расставленные ризалиты делают его одним из доминирующих объектов района на фоне окружающей застройки. (2)

Территория Полиграфкомбината представляет собой целый комплекс зданий, построенных в разное время, некоторые сейчас не используются либо использование их затруднено. Главное здание ЯПК построенное в 1955 году, представляет собой 4-х этажный объем, решенный в классических формах, и имеющий вертикальное зонирование. Связь между этажами осуществляется через промышленные лифты и широкие лестницы. Это здание и весь квартал в целом являются памятью об эпохе их создания, своеобразными знаками ее формообразования, и стилистически, на мой взгляд, его архитектурный облик необходимо сохранять. (13)
Несмотря на то, что полиграфическая промышленность является безвредной для экологии города, расположение промышленного объекта в сформировавшейся квартальной застройке является проблемой и для города и для самого предприятия. Тем более что со времен постройки ЯПК полиграфическая промышленность в технологическом и техническом плане шагнула далеко вперед, и рассматриваемое здание по своим конструктивным особенностям и планировочной структуре устарело для полиграфического производства и его роста. (14)

Близость данной территории к железнодорожному вокзалу, позволяет посмотреть на нее через призму существующей тенденции в развивающихся исторических городах по всему миру, размещать рядом с вокзалами торгово-развлекательные комплексы. С точки зрения развития торговли, скопление большого количества людей является выгодным. Близость этого комплекса заставляет срабатывать «синдром забытой покупки». К примеру, в Москве рядом с Киевским вокзалом находиться ТЦ Европейский, рядом с Курским – ТЦ Атриум, в Санкт-Петербурге рядом с Московским вокзалом, на пересечении Лиговского и Невского проспектов, началось строительство торгового центра "Galeria". (2.1)
Проведенное исследование и анализы территории говорит о весьма перспективной возможности для создания мультифункционального общественного комплекса со следующим набором основных функций: Торговля, Бизнес и Фитнес центры, Апарт отель.
В проекте все функции взаимодополняющие, собранны в одном комплексе. Бизнес центр соседствует с Торговлей, которая может быть рассмотрена как часть развлекательной инфраструктуры Апарт отеля и гостиницы. Фитнес центром также могут пользоваться как посетители, так и постоянно работающие и проживающие там. Обширная развлекательная часть, устроенная в двух достроенных этажах над ЯПК вместе с уже перечисленным набором функций позволит как можно дольше не покидать этот комплекс. (4, 4.1)
Индивидуальность комплекса основывается на том, что проектирование его идет на основе здания советской эпохи, решенного в стиле сталинского ампира. Очевидно, что наибольшую ценность представляют главный корпус, Г-образной формы по ул. Свобода и ул. Полиграфическая и 3-х этажная пристройка по ул. Свобода. Новая торговая галерея предлагается к размещению параллельно ул. Свобода с отступом от главного корпуса ЯПК в 24 метрах. (3, 5) Между старым корпусом и новой галереей предлагается создание пассажа, активного доминирующего общественного пространства с узловыми точками, которые будут содержать в себе, помимо вертикальных коммуникаций (лестниц, лифтов и эскалаторов), концертную сцену с фонтаном и крытый ледовый каток. Образно эта пешеходная улица будет находиться как бы между двух миров, между советской промышленной архитектурой в классических формах и современным корпусом торговой галереи. (6)
Рассматривая существующее здание ЯПК как градоформирующую доминанту квартала, предлагается усилить ее достройкой двух дополнительных этажей пентхауса, в которых будут располагаться развлекательная часть комплекса с двумя ресторанами, кинотеатром и кегельбаном. Наличие двух ресторанов обусловлено тем, что один располагается ближе к Апарт отелю и имеет также отдельный вход с ул. Полиграфическая, а другой тяготеет к Бизнес центру и может использоваться как кафе-столовая для работающих клерков. (7)
Главные входы в торгово-развлекательный центр находятся по ул. Свобода: один со стороны движения от железнодорожного вокзала, другой по направлению пр. Ленина. Остается вход и в средней части существующего объема, выделенного ризалитом из колонн, как дань тому, что сейчас он является главным входом на производство, а в данном проекте это главный вход в супермаркет, который занимает большую часть первого этажа. (8) Загрузка супермаркета осуществляется с грузового двора комплекса. Пропускные пункты на подземную парковку расположены по ул. Свобода и по ул. Полиграфическая. С подземной парковки имеется вход в торговое пространство комплекса в виде лестницы и двух движущихся пандусов для покупателей с тележками. (9)
Новая торговая галерея имеет всего 4 этажа, это некая преемственность от здания ЯПК, который до своего венчающего карниза тоже четырехэтажный.
Доминирующими акцентами комплекса становятся объем Делового центра и объем Апарт отеля, которые с одной стороны располагаются по концам сохраняемой планировочной Г-образной структуры ЯПК, а с другой – акцентируют входы во внутреннее пространство комплекса. Расположение Апарт отеля на Полиграфической улице связано с географической ориентацией территории. (15)
В бывших заводских цехах располагаются гостиница на 50 номеров, а к торцу пристраивается Апарт отель на 30 апартаментов высотой 9 этажей. Высота доминирующих акцентов обусловлена проектом зон охраны.
Апарт отель с гостиницей имеют свой внутренний дворик для прогулок, ограниченный с одной стороны торговой галереей, Фитнес центром, самим крылом здания ЯПК по ул. Полиграфическая и крытым переходом в уровне третьего этажа из Апарт Отеля и гостиницы в Фитнес центр. Этот переход также отделяет загрузочную зону ресторана, находящегося в двух этажах пентхауса, от прогулочного двора, служащего также как открытая площадка для арт-выставок, тем более что один арт-объект присутствует во дворе постоянно, это бывший склад ГСМ. Также он может использоваться в этом проекте как дополнительный вход/выход на подземную парковку. (12)
Таким образом, на территории площадью около 24000 м² предлагается разместить мультифункциональный комплекс общей площадью 64400 м². Торговый центр занимает около 32000 м², супермаркет на первом этаже 4000 м², Апарт отель 4500 м?, гостиница 3000 м², Фитнес центр 3000 м², Бизнес центр 9000 м², Развлекательная часть с ресторанами и кинотеатром 8900 м². Полезная площадь комплекса около 62000 м², из которых 28000 м² площадь реконструируемых зданий. (10)


















Архитектура x-4

публикация дипломных проектов




проект включен в Каталог дипломных проектов
/ las Diplomas

Лекции
a. s. p.
ШтоРаМаг

Краткое содержание

Преcсслужба

форум
| блог  
ra@cih.ru  
radesign архдиректор: Семён Расторгуев
редактор: Ольга Орлова
ЦИХ.ру © 2005 — 2009
 
grayscale
найти на сайте


© Проскурина Катерина
дипломный проект, кафедра архитектуры ЯГТУ


ЦИХ journal 2009   ру | en
crop mark при использовании любых материалов сайта
ссылка на ЦИХ journal обязательна
crop mark 2
 
  Реконструкция Ярославского Полиграфкомбината