Центр Исследования Хаосажурнал проект «Grass-City»
публикация Tatlin Mono №3 (32)

in English

    см. также:


Лаборатория ЦИХа

следующая страница >
дальше / next


Настоящая архитектура непредсказуема
эссе: полная версия

1.
В архитектуре для меня важен эксперимент. Может быть, он постоянно сбивает экспериментатора с пути, заставляет углубляться в иные параллельные творческие реальности. Но только взглянув с расстояния, становится видно что такое архитектура и каковы её границы.
Архитектурная практика обнаруживает недостатки профессии. Строительство и архитектура зачастую говорят на разных языках — если в строительстве важна точность и технологичность, то архитектура больше стремится к литературности. Появляется необходимость переводить архитектурные высказывания в строительные, что приводит к нечестности конструкций, к тому, что внешняя оболочка не соответствует структуре здания и к многим другим последствиям, заметным профессионалу и создающим подсознательные противоречия у простых «пользователей» архитектуры. Архитектор в данной ситуации невольно становится переводчиком с языка заказчика на язык строителя. Это совсем не то, чему учат архитекторов. Архитекторы чувствуют, что сами создали для себя сложную обстановку и ищут готовые, проверенные рецепты «от эскиза до стройки» в архитектурных журналах. Такой подход ведёт, возможно, к успеху в данном конкретном проекте, но в целом ослабляет архитектурную теорию, приводит к её застою и отсутствию новых идей.
Поэтому, многие архитекторы стараются хотя бы как-то реализовать живущую в них творческую составляющую.
Один из моих экспериментов базируется на том, что понятия «порядок» и «хаос» в архитектуре далеко не равнозначны. Подавляющее преимущество отдаётся порядку, который сам по себе, практически, не находит природных аналогов. Мы ни где, кроме следов деятельности человека, не встретим прямоугольных сеток или отчётливых иерархических структур и даже элементарной прямой линии. Никто не может точно сказать, эффективны ли упорядоченные структуры по сравнению с природно-хаотическими, они просто и необъяснимо «понятны» людям. Мы не можем сказать почему пчёлы строят шестигранные ячейки своих сот, точно также, как — почему люди создают кубические ячейки своих комнат. Таким образом, в архитектуре существует дискриминация хаоса. Мне кажется, что архитектор должен преодолеть свои страхи и начать сотрудничать с хаосом и взаимодействовать с ним. Соотношение порядка и хаоса находится на фундаментальном уровне человеческого сознания, поэтому эксперименты с ним крайне интересны, а сама тема — практически неисчерпаема. Интернет-портал cih.ru был создан мной и как виртуальная опытная площадка, исследующая данную тему.
Возвращаясь из лаборатории на родину следует отметить: Российской архитектуре мешает то, что она зачем-то постоянно гонится за западной, процесс погони — чисто психологический, т.е. момент когда мы её обгоним и перегоним никогда не наступит. Российской архитектуре не мешало бы взглянуть на себя и вспомнить, что русский авангард возник у нас, а Европа и Америка стали его ретранслировать. Зачем же рисовать копию собственного портрета? Она по определению будет хуже оригинала. Поэтому, нужно набраться сил и начать не копировать, а создавать что-то новое.

2.
Многие говорят, что современная архитектура в кризисе. Ей негде черпать вдохновение. Возможно, причина в том, что архитектура, как это ни странно, мало учитывает достижения современной науки. Архитектура старается казаться наукообразной, параметрической, отвечающей на социальные потребности общества. Но это — лишь видимость. Широко известна история с фальсификацией результатов многих популярных социологических опросов голландским учёным Дидериком Страпелем, а на этих данных держались значительные архитектурно-градостроительные исследования. Модная наукообразность дискредитирует архитектуру.
Возможно, стоит вернуться к истокам, обратиться к точным наукам.
Архитектура должна отражать то представление о мире, которое существует на момент строительства здания. Например, стоечно-балочная система олицетворяет скорее классическую механику XVIII века и перпендикулярную поверхности земли траекторию падения яблока на голову Сэра Исаака Ньютона (хотя известно, что данная система использовалась уже в XVIII веке до н. э.).
Искривления пространственно-временного континуума, открытые Альбертом Эйнштейном нашли какое-то отражение 100 лет спустя — в архитектуре 90-х и 2000-х, например в зданиях Фрэнка Гери. Как мы видим — отставание растёт. Когда архитектура воплотит представления о тёмной материи, энергии или понятие высокоэнергетического вакуума, в котором в любой момент времени может возникнуть новая Вселенная — неизвестно. Возможно, процесс будет революционно ускорен с появлением, например, технологий трёхмерной печати зданий. Но это уже будет совсем другая архитектура ...

см. также: проект Grass-City

 

содержание:  

 









Публикации

проект «Stream City»




ШтоРаМаг
Лекции
Архи всЁ
Публикация на сайте cih.ru     + add article

Архитектурные новости

A. S. P.

блог  
ra@cih.ru  
radesign архдиректор: Семён Расторгуев
редактор: Ольга Орлова
ЦИХ.ру © 2005 — 2012
 
 
grayscale архипоиск →    
найти на сайте

© Татлин Моно №3 (32)
© С. Расторгуев



ЦИХ journal 2012  ру | en



при использовании любых материалов сайта ссылка на ЦИХ journal обязательна  

twitter:

crop mark 2
crop mark
 
  Семён Расторгуев — журнал Татлин