Два Города в Москве

 

Спонтанность человеческого взгляда. Над и сквозь. В обитель чувственно-осязаемых подробностей известного только мне и сейчас мира. За горизонталь уставшей и исхоженной повседневности, даже своего якобы творческого архитектурно-выверенного старания.
— Хорошо, что здесь столько не отточенного в то, что «должно»... — путешествуем по экспозиции «Два города» на ЦИХе.
Выход за границу. Увидеть, что мир нескончаем. Очень по-циховски, а главное — вдруг. Раздробить, раздвигать сначала нехотя, точно двумя пальцами линейку, раскрутить — быстрым уже в гулкой темноте дворов шагом — реальность, днём увидеть: самодовольно застывшей, давно уже не звучашей, потому что лишена структуры — какафонии. Врезать вспышкой, ворованной вертикалью луча, памятью потерянного утра — вздох! только что родившейся формы или внезапно распахнувшегося пространства. Можно возвращаться в мастерскую.

Итак: «поиск» - ключевое слово. Нам важно, что выставка Два Города более чем на 80% состоит из архитектурного поиска, ещё не связанного силами гравитации и не привязанного к земле. Не каждый архитектор стремится приземлить свои идеи и преобразовать их в постройки. Существует и пространство для чистой идеи. Реальность - не более чем ещё одно поле, реагирующее на сознание.
По слухам, у А. Эйнштейна существовала 3-я теория относительности: «субъективная». Не будем вдаваться в детали, но она о том, что сейчас называют «поле воздействия сознания на реальность». Это явление не раз было официально зафиксировано.
Существует старый проверенный философский термин «Вещь в себе», однако, за время существования данного понятия, каждая «вещь» уже успела эволюционировать в «мир в себе», и возможно, хотя бы один из этих миров имеет право стать общепринятой реальностью. Это произойдёт спонтанно-внезапно, квантовая физика называет это «переход вакуума на новый энергетический уровень». Он может случиться в любой момент. Возможно, нужно лишь найти «идею».
 

Знаем лишь мизерную часть окружающего: на 96 % мир неведом для нас. А то, что сейчас называется архитектурой, делается исходя из скудного запаса представлений, давно уже утрамбованного в догмы. Вот Патриарх Кирилл, посетив МИФИ, призвал физиков трепетно изучать «тёмную энергию» — тоже сотворена Всевышним. Генетика этого мира — взрыв! Неожиданность. Отвага — корень красоты, и — восторг! «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Второй Град в эпиграфе к кураторскому тексту от блаженного Августина.
Архитекторы же у нас чураются всего, что не вяло-привычно и в основе своей не устойчиво-прямоугольное. Помойка дубликативного опыта. Здесь же в экспозиции поток несовпадающих форм, натуральное вещество поиска. Аттач невозможен, молнии за предел. Такое парадоксальное пространство разве что в фильмах Дэвида Линча — твинпиксианское шел туда, попал обратно, где-то я это уже видел, вот мы снова и встретились...

Логика, основана на нашем опыте, на том, что нам известно. Архитектура основывается на логике. Например, функциональная программа здания строится по тем сценариям поведения людей, которые хорошо отработаны и проверены временем.
Однако, сценарии поведения постоянно меняются, а логика даёт сбои, когда становится понятно, что она основана лишь на знаниях в лучшем случае о 4% нашего мира (согласно современным научным данным).
Архитектура теряет фундамент, квадратные коробочки, созданные по принципам древнегреческой геометрии прямых углов и плоскостей, колышутся на волнах безбрежного хаоса. Новые научные принципы остаются без внимания со стороны архитектуры. Разрыв между мировосприятием и архитектурной практикой растёт, исключая эволюционное преобразование последней. Очевидно: нужна революция.
 

Ребенок, впервые откинувший карты школьного атласа и прочертивший линию прямо на глобусе, скидывает тапочки и хватает лыжи, — съезд по свежевыпавшему снегу в овраг дает еще одно ощущение линий! Прямая изгибается, согласно каждому рывку счастливого и свободного тела. Она невыносимо длиннее масштабированной скуки. Уже став архитектором: чертить в открытом пространстве или на теле того, кто прочувствует и подскажет. Размах и вдумчиво-нежная сосредоточенность.

В неэвклидовой геометрии прямая не есть кратчайшее расстояние между двумя точками. В реальном мире прямых и точек вообще не существует. Но это – отдельная большая тема…
 

© Ольга Орлова, комментарии: Семён Расторгуев

«Два Города» в Москве. Выставочный зал Союза архитекторов России
 

архипоиск       :

 

двадцатьлет кафедре «Архитектура» ЯГТУ

проект: «два Города / two Towns»


о проекте

события проекта

участники проекта

Николай Кудряшов:
аудио «Диалоги с деконструктивистами»

видео «Рондо / Rondo»

two Towns in English
 

архитектурный журнал

twitter | блог  
ra@cih.ru  
Семён Расторгуев радизайн 2010
© цих.ру
два Города / two Towns