КОРПУС выпуск 2 неоконструктивизм  
неоконструктивизм
корпус  архитектурный альманах А.M.Волков | Неоконструктивизм. <<< previous page1next page >>>     

Неоконструктивизм

В 1972 были взорваны постройки района Прютт-Айгоу в городе Сент-Луисе. Этот район был построен согласно принципам СIАМ в 1951-55 гг. и состоял из 11-этажных пластин домов. Монотонность и однообразие среды, неудобства расположения мест для общения и коллективной работы, привели к недовольству жителей. которые стали покидать этот район, резко выросла преступность. Муниципалитет, потерявший контроль над почти обезлюдившим районом, распорядился взорвать его постройки. Данное событие было провозглашено Чарльзом Дженксом: "Концом "новой архитектуры". Будущее признавалось за направлением постмодернизма. Но по прошествии 20 лет можно видеть полную несостоятельность этого утверждения. Большинство современных построек, особенно общественных зданий, отражают те течения, которые продолжают традиции "новой архитектуры" 20-30-х годов, преодолевая недостатки, которые привели к ее кризису. Сегодня можно говорить о трех таких направлениях, которые, несмотря на отличающие их особенности, тесно взаимодействуют друг с другом. Это неоконструктивизм, Деконструктивизм и хай-тек.
Темой этой статьи является рассмотрение течения неоконструктивизм. Сам термин говорит уже об истоках этого направления, а именно о конструктивизме. Поэтому, чтобы разобраться в неоконструктивизме, нужно знать, что понимают под конструктивизмом и в чем заключались его основные принципы.
Термин "конструктивизм" появился в России в начале 20х годов (1920-1921) и был связан с образованием рабочей группы конструктивистов ИНХУКа, которые ставили своей задачей "борьбу с художественной культурой прошлого и агитацию нового мировоззрения». В советском искусстве в начале 20-х годов этому термину придавали следующие значения: связь с технической конструкцией, связь со структурной организацией художественного произведения, связь с методом работы инженера - процессом конструирования, связь с задачей организации предметной среды человека. В советской архитектуре под ним, прежде всего, понимали новый метод проектирования, а не просто оголенные технические конструкции.
Основные задачи и черты раннего конструктивизма были определены М.Гинзбургом следующим образом: во-первых, "архитектору необходимо извлечь из житейски утилитарных задач, решаемых им, весь таящийся в них творчески-потенциальный материал ... с наименьшей затратой человеческой энергии", используя "все качества и возможности строительного материала и наиболее совершенные конструкции сегодняшнего дня".
Во-вторых, "имея дело с прозаическими сторонами жизни, приближаясь к мастеру и конструктору, архитектор неизбежно должен заразиться от них их методом работы ... Архитектор почувствует тогда себя не декоратором жизни, а ее организатором". И далее: "... подсознательное, импульсивное творчество должно будет смениться ясным и отчетливым организационным методом".
В-третьих, "под влиянием этого нового метода началось и характерное для наших дней изживание и перерождение старой классической системы архитектурного мышления ... Архитектурные памятники, оголенные очищенные от блестящей и поверхностной одежды, предстали во всей прелести и неожиданной остроте аскетизма". Это стремление к простому и ясному выражению привело к усилению таких композиционных средств и приемов, как ритм, пропорции, объемно-пространственная композиция.
В-четвертых, "рационализм и условия современной техники выясняют другую черту нового стиля, чреватую последствиями. Речь идет о стандартизации строительного производства, о массовом изготовлении машинным путем отдельных деталей архитектуры, отдельных составных частей ее".
В-пятых, масштаб современного строительства в условиях стандартизации, - это "масштаб градостроительства в своем самом широком пределе".
На этом этапе огромное влияние оказали шесть проектов братьев Весниных 1923-1925 годов: проект Дворца труда в Москве, московского отделения газеты "Ленинградская правда", акционерного общества "Аркос", ангара для самолетов, телеграфа, универмага. Они создали такой мощный формально-стилистический задел, что Веснины стали восприниматься как бесспорные творческие лидеры нового течения.
Организационно оформление нового творческого объединения архитекторов-конструктивистов произошло в конце 1925 года. Организация получила название Объединение современных архитекторов (ОСА). Во главе ее стояли А.Веснин, М.Гинзбург, В.Веснин.
На этапе раннего конструктивизма (начало 20-х годов) теоретические тексты его сторонников посвящены - основном анализу взаимоотношения технических и формально эстетических средств и приемов архитектурной формы. Позже его лидеры пытались установить характер и степень обратного влияния целей на формообразование - обосновать функциональную целесообразность архитектурной формы. Конструктивистами был провозглашен функциональный метод как профессиональный метод учета всех факторов, влияющих на формирование архитектурного произведения, - социальных, технических, художественных и др.
Суть данного метода так описывается М. Гинзбургом: " Свободный от всяких штампов прошлого, от предрассудков и предубеждений, новый зодчий анализирует все стороны здания, его особенности, он расчленяет его на составные элементы, группирует по их функциям и организует свое решение по этим предпосылкам ...
Только функциональное архитектурное мышление жестко устанавливает пространственную организацию, как исходную точку работы... Из этого, прежде всего, исходит современный архитектор, это заставляет его развертывать свой замысел изнутри наружу, а не обратно, как это делалось в периоды эклектики...
Вторым моментом становится конструирование изнутри развертывающейся пространственной задачи из того или иного материала и теми или иными конструктивными методами. Ясно, что оно является неизбежной функцией основного пространственного решения.
Дальнейший этап работы нового архитектора: соотношение пространственных объемов извне, группировка архитектурных масс, их ритм и пропорции - вытекают из первой половины его деятельности, становятся функцией сконструированной материальной оболочки и скрытого за ней пространства.
Музей в Атланте. Р.Майер Музей в Атланте. Р.Майер
... Новый метод коренным образом перевооружает зодчего. Он дает здоровое направление его мыслям, неизбежно устремляя их от главного к второстепенному, заставляя его отбрасывать ненужное и искать художественную выразительность в самом важном и необходимом".
Теоретическая концепция архитектурного конструктивизма, получившая название "функционального метода", а также переключение интересов с проблем стиля на проблемы профессионального метода, не могли не сказаться на отношении к вопросам формообразования.
Функциональный метод представлял собой не только теоретическую концепцию, но и развернутую творческую программу. Он требовал от архитектора участвовать в выработке новых типов зданий, бороться с эклектикой, внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения, выявлять эстетические возможности новой архитектуры, бороться за индустриализацию строительства, типизацию, заводское изготовление элементов и превращение строительства в монтаж стандартных деталей и т.д. Выступая за всемерное использование в архитектурном творческом процессе научных методов проектирования, конструктивисты в ряде случаев несколько упрощали сложную взаимосвязь функционального назначения здания и его объемно-пространственной композиции. а также преувеличивали значение чисто рациональных моментов в архитектурном творчестве, что в условиях тех лет, когда в строительство впервые широко внедрялись новейшие научно-технические достижения, было, по- видимому, неизбежным.
В проектах конструктивистов получил распространение так называемый павильонный метод композиции, когда здание или комплекс делилось на отдельные по назначению корпуса и объемы, которые затем соединялись друг с другом (коридорами, переходами) в соответствии с требованиями общего функционального процесса.
Конструктивисты считали, что в объемно-пространственной структуре человек должен видеть не некий символ или абстрактную художественную композицию, а прочитать в архитектурном образе прежде всего функциональное назначение здания, его социальное содержание.
Таким образом, переориентация интересов членов ОСА в области формообразования с художественно- стилистических на социально-типологические проблемы привела к тому, что конструктивизм стал терять свою стилистическую определенность. Стала как бы размываться первичность его архитектурных образов, появилась опасность утраты художественно-стилистической оригинальности.
Принципиальный отказ от стилевых художественных поисков, противопоставление стиля методу практически блокировали во второй половине 20-х годов художественно-образные поиски в конструктивизме. А между тем стилеобразующие потенции раннего веснинского конструктивизма быстро исчерпались. В конструктивизм, лидеры которого оберегали своих сторонников от художественно-образных поисков, стилеобразующие влияния хлынули со стороны.
Влияние элеваторов США на формообразующие поиски исчерпало себя в первой половине 20-х годов. Затем на архитекторов-конструктивистов повлиял немецкий рационализм. Это влияние было нс стилистическим, скорее оно было связано с приемами освоения научно-технических достижений, что сказалось на формировании функционального метода. Но с 1925-1926 гг. резко усилилось влияние зарубежной архитектуры именно на стилистику конструктивизма - это было влияние Ле Корбюзье.
Галерея Лафайет, Германия. Ж. Нувель Галерея Лафайет, Германия. Ж.Нувель.
Стилевое влияние оказывали и другие течения советской архитектуры. Так, ленинградская группа ОСА стилизовала свои проекты под супрематизм Малевича, да и сами лидеры конструктивизма испытали это влияние.
Нетрудно заметить и влияние на конструктивизм второй половины 20-х годов концепции крупной формы И. Голосова и творческих приемов гармонизации фасада И. Жолтовского.
И только появление на рубеже 20-30-х годов проектов И. Леонидова оказало столь сильное стилеобразующее влияние на конструктивизм, что явно ослабли все другие.
И. Леонидов не просто показал красоту и возможности традиционного архитектурного объема, очищенного от изобразительно-декоративного наслоения, а создавал новые объемы, конструировал архитектуру. "Простую" форму использовали и до Леонидова. Но он как бы сделал на нее основную ставку в образном решении. Он ввел принципиально новые членения фасадов своих "простых" объемов. Нетрадиционные членения, которые имели целью подчеркнуть форму или показать ее ритмическое нарастание в ту или иную сторону, а такие членения. которые не мешают воспринимать всю форму, как бы не обращают на себя внимания, становятся чем-то естественно в ней присутствующим, а не прибавлением к ней.
Ослабление влияния конструктивизма и уменьшения числа его сторонников в начале 30-х годов было прежде всего связано с изменением социально-политического климата в стране, в полемических спорах произошла подмена профессионально-творческих проблем идеологическими и политическими оценками и ярлыками.
Творческая перестройка, начавшаяся в советской архитектуре в эти годы, была связана с влиянием и вкусами представителей административно-командной системы, которые в вопросах формы ориентировали на классику и прежде всего на Ренессанс. Волевые вмешательства в развитие архитектуры чаще всего преследовали цель ликвидировать разнообразие в художественном творчестве. Процесс усреднения искусства нарастал до середины 30-х годов, когда волевые акции по установлению единомыслия в художественном творчестве ознаменовались опубликованием в газете "Правда" серии статей репрессивного толка по разным видам искусства. Это был последний аккорд официально санкционированного полного разгрома авангарда.
Таким образом, главной причиной исчезновения конструктивизма в 30-е годы стала изменившаяся политическая ситуация, то есть причина внешняя, не связанная с внутренне профессиональными проблемами развитие конструктивизма было остановлено искусственно.
<<< previous page Неоконструктивизм | далее... next page >>>

next page >>>


КОРПУС
парадоксы
неоконструктивизм
деконструктивизм
хай-тек
верую ?
next page >>>
<<< previous page

Корпус 3 Архитектурный альманах Корпус - web-версия
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design: Simon Rastorguev studio.
 
  © А.М.Волков  Корпус 4  Корпус 3  Корпус 1