КОРПУС выпуск 2 парадоксы  
КОРПУС 2
   архитектурный альманах Н.Н.Кудряшов | Парадоксы... next page >>>          

Парадоксы современной архитектуры

"Назад — в будущее" или "вперед - в прошлое "?


Наш многоуважаемый читатель, разве Вам не хотелось (помните - в Детстве, а может -- в Университете?) перенестись или даже создать наяву Нечто (!), что-то невиданное, совершенно Новое, парадоксальное? Значительно позже, в зрелые годы мастерства. Вы узнали (или еще узнаете...), что Ваши мечты созвучны экспериментам чудаков из Прошлого, этих "старых хиппи", а новые идеи, эти родники авангарда, не так уж и новы.
Мне представляется, что многие наши коллеги-современники, увлеченные псевдоисторическими образами, являются потомками Атлантов - беженцами из великого времени 20-х годов двадцатого века, покинувшими свой великий континент Русского революционного авангарда и потерявшими память, утратившими родовую связь с подлинно отеческой культурой, когда-то своей, национальной архитектурой русского конструктивизма. Забыли все - время, место, обстоятельства архитектурной родины, забыли ее язык и образы и... - и потеряли себя в профессиональном мире. Нынче иные - чужаки с Запада говорят нашим родным языком, становятся для нас учителями, законодателями мод, не уставая повторять - "Все мы учились у русских".
В этой книге речь не о моде, хотя то, что Вы прочитаете и увидите, считается модным сейчас. Вы также узнаете, чему научились у наших предков модные архитекторы Запада, возглавляющие профессиональные рейтинги. Мы вновь можем повторить: "У нас уже было будущее". Постараемся его понять и овладеть его законами, его методами и рецептами.
Не спешите закрывать эту книгу, наберитесь терпения, прочтите, не спеша. Пришло время думать и говорить о надуманном - куда идем. чего хотим. Это единственный путь к независимости, независимости творческой и профессиональной.
   Я с удовольствием представляю Вам трех начинающих авторов-архитекторов:
1.Андрея Волкова
2. Дмитрия Турбина
3. Антона Бабаева
   В этой книге три самостоятельных раздела:
1. Неоконструктивизм
2. Деконструктивизм
3. Хай-тек

Теперь уже вполне очевидно, что "похороны Новой архитектуры" - модернизма XX века - были преждевременными, "новое движение" не умерло, как не умирало никогда.
Вся эта инсценировка, пышно преподанная в "Библии постмодернизма", - всего лишь мистификация ироничного Чарльза Дженкса. Возрождение модернизма -фраза, которую сегодня можно услышать повсюду, всего лишь фраза для любителей мелодрам в истории архитектуры. В действительности, никакого замещения модернизма на постмодернизм, или наоборот, в мировом масштабе не было. Была мода на "пост", да и то лишь, в основном, в американской архитектуре, а сейчас в Китае и России. Та самая мода, по выражению Виктора Гюго, способная нанести вреда больше, чем все войны и революции. Мудрец и биограф модернизма Зигфрид Гидион был прав, а нс наивен, когда в 60-е принимал американский постмодернизм за поветрие, "плейбой-архитектуру".
Уравновешенные и терпеливые адепты модернизма, три десятилетня бывшие в тени "мировой моды" на историзм, дождались своего времени, времени, когда человечество повзрослеет. Сейчас ясно, что не было архитектуры честнее и нравственнее, чем модернизм XX века. Эту истину, надеюсь, впредь не очернят:
ни исторический нигилизм Роберта Вентури, Чарльза Мура, Роберта Стерна и Леона Крие;
ни дискредитации в стиле трущебно-тоталитарной безликости "красного" немца Ганнеса Майера и хрущевско-брежневской архитектуры;
ни публичные раскаяния Рикардо Боффила и Филиппа Джонсона с его отречением от Миса:
ни проповеди Ильи Сергеевича Глазунова. А может, попсовая плодовитость Церетели - Лужкова?
"Новый" модернизм наших дней, пройдя через эти испытания, очистился от социального пафоса времен отцов-основателей и тяжеловесного драматизма элитарности с его нарочитыми конфликтами. Героический период ''бури и натиска" давно минул. Ему наследует виртуозная легкость демократических форм. Больше нет и следа как одномерного содержания, так и одномерной формы, чем в 80-е годы так возмущался многоликий Чарльз Дженкс. "Новый" модернизм создает языком сложных образов многофункциональное, многоуровневое пространство "для всех и всяких".
Так что же он собой представляет, этот неомодернизм, о котором все говорят? Являясь прямым наследником русского революционно-романического конструктивизма, он, я думаю, может трактоваться как своеобразный маньеризм (вполне в духе радикального эклектизма Чарльза Дженкса). Действительно, он взял все лучшее из "Нового движения":
богатство формообразования русской школы,
стремительность гениального Сант'Элиа,
бескомпромиссность Адольфа Лооса,
гуманизм Райта, нежную мягкость лирики Аалто,
мистицизм и денди-пуризм Миса,
рациональность Гропиуса,
мощь, мужественность, изящество и глубину образов великого Ле Корбюзье,
страстность и упругость форм Нимейера, Нерви и Сааринена.
    Как любое маньеристское движение, неомодернизм многолик. Следуя принятой терминологии, мы попытаемся проанализировать три наиболее известные направления, три лица нового "Нового движения":
неоконструктивизм,
деконструктивизм,
хай-тек.
    Для любителей более точной классификации заметим, что в мировой теории различается целая дюжина направлений современной архитектуры, комментировать которые в формате настоящего издания вряд ли возможно. Итак, три образа, три грани неомодернизма,
1. Неоконструктивизм. Новый не только по времени, но и обновленный по языку формы. По сравнению с "Двадцатыми" он стал легче, прозрачнее, изящнее в силуэте и графике линий, стал хрупким и более сложным одновременно. Бесспорными лидерами этого движения признаются "белый" Рихард Майер, "старый." Иео Минг Пай, "молодой" Портзампарк, "принципиальный" Жан Нувель.
2. Деконструктивизм. Переводится как "разрушенная конструкция". Это пока еще больше философия, чем архитектура, а, может, архитектура - больше, чем философия. Самая сложная и отдаленная от массового потребителя архитектура. Архитектура мегаполисов и "нового поколения", материальное воплощение зкзистенционализма. Архитектура космоса и космическая архитектура. Иначе именуется "открытой структурой" и архитектурой "изнанки". Признанного лидерства нет, но есть "звезды", о них читайте в статье Д.Турбина. Деконструктивизм - это полифоничность, монтаж. Его образные средства ближе всего к художественному языку Сергея Эйзенштейна, к его методу ритмического, тонального и пространственно-конструктивного "монтажа аттракционов". Я думаю, вполне уместно определение Деконструктивизма как "монтажа аттракционов".
3. Хай-тек - "высокая технология". Высокотехнологичная архитектура, называемая сайентистской - наукоемкой (прошу не путать с псевдорелигиозным маразмом одноименной секты). Проникает в нашу жизнь, в наш быт "изнутри - наружу". Все самое новое в материалах и технологии, умноженное на рафинированность формы. Хай-тек - это "топливо" авангарда, его катализатор. Хай-тек - это больше процесс, чем состояние, всегда изменчив, всегда в движении, все время - вперед. Современные идолы хай-тека - сер Норман Фостер и экзальтированный Фрэнк Гери.
В симфонии современной архитектуры эти три направления исполняют сольные партии, но строгое разделение на три течения неомодернизма довольно условно. Относительность этой классификации заключается в том, что все три направления полифоничны, смешиваются между собой, три образа как три лица присутствуют одновременно почти во всех сооружениях авангарда, образуя причудливые сочетания.
В "чистом виде" они редки. Но также почти всегда в каждом сооружении одна из трех сторон доминирует над остальными, тем самым определяя "видовую"принадлежность архитектуры.
В этой триаде есть и свой "роман" - Деконструктивизм почти никогда не встречается без хай-тека, а хай-тек почти всегда использует формальный язык Деконструктивизма.
Но вес три течения родны между собой, у них общая история, общие принципы и общие родители.

   С уважением,
   Н. Кудряшов, профессор архитектуры.


Официальная рецензия КОРПУСА на сайте Интернет портал о российской архитектуре next page >>>
next page >>>

КОРПУС
парадоксы
неоконструктивизм
деконструктивизм
хай-тек
верую ?

next page >>>
Корпус 3 Архитектурный альманах Корпус - web-версия
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design: Simon Rastorguev studio.
 
  © Н.Н.Кудряшов  Корпус 4  Корпус 3  Корпус 1