КОРПУС выпуск 2 хай-тек

 

хай-тек
корпус  архитектурный альманах А.И.Бабаев | Хай - тек. <<< previous page1next page >>>    


Хай - тек.

  Следует хорошо знать все высшие достижения, чтобы
хоть в какой-то мере строить так же культурно,
хотя бы не так позорно плестись в хвосте.

А. К. Буров

Что такое хай-тек?
Считается, что отличительной чертой данной архитектуры является идеализация и. романтизация передовой технологии. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. Мы являемся свидетелями - и в то же время действующими лицами - глобальной технологической революции. Она охватывает все среды жизни н с огромной скоростью меняет нашу жизнь на этой планете. Хай-тек-- это "полигон" для эксперимента, испытания и внедрения в массовое строительство новаторских решений.
Под точкой отчета в развитии "технологического" направления в архитектуре можно рассматривать эпоху Первой промышленной революции, когда появились такие металлические сооружения как Хрустальный дворец Джозефа Пекстопа (1851 г.), Эйфелева башня. Также можно отметить работы Шарля Роу де Флеры, Ехана Вильгельма Шведера.
В конце XIX века российская архитектура была истинна. По существу русская инженерная архитектура в лице Шухова В.Г., Лолейта А.Ф., С. Кербедзи, Д. Журавского, П. Белолобова, Ф. Ясенского, А. Кузнецова находилась в авангарде новых технологий, в строительстве. Изобретатели испытывали и. внедряли в массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний.
Воздействие на формообразование современного хай-тека оказала архитектура советского авангарда. В мировой архитектуре наблюдается возврат к русской архитектуре 20-х годов.
Вторая половина XX века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Прорыв, который был сделан в 40-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Новый этап технического прогресса, связанный е высокой наукоемкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, ее "эстетическому приятию", а также к заметным изменениям в социальной, и культурной, атмосфере. Отражение этого уже проявилось в архитектуре 1950-60-х годов в постройках Ээро Саариена, Людвига Мис Ван дер Роэ, Брюса Гофа, Пьера Луиджи Нерви, Кензо Танга и многих других мастеров архитектуры.
Центр науки и техники, 1992-1995 гг. Уве Кисслер, Герман Шульц, Вера Лик, Стефани Райтвиснер Центр науки и техники, 1992-1995 гг. Уве Кисслер, Герман Шульц, Вера Лик, Стефани Райтвиснер.
Компьютерная "революция'' 70-х поставила новые задачи и открыла новые возможности перед архитектором. Главный "революционер" Билл Гейтс предсказал, что недалекое будущее - это мир постоянно увеличивающейся скорости.
Общее состояние оптимизма относительно первых успехов в области электроники, информатики, и, главным образом, космонавтики, атмосфера романтических ожиданий и футуристических поисков архитекторов - все это способствовало появлению экстраординарного проекта Центра Помпеду (Р.Роджерс и Р. Пиано) в Париже.
Современный хай-тек это синтез архитектуры и науки.
В мире постоянно увеличивающейся скорости архитектура хай-тека по возможности стремится выразить давнюю мечту человека - преодолеть время и пространство. В итоге мы становимся свидетелями: наука и религия, рациональное и мистическое вступают па площадку искусства, понятого, как что-то связанное с техникой, как «искусство-техника» в повое, почти незнакомое XX веку отношение, залогом непротиворечивости которого выступает рождающийся в хай-теке новый художественный образ.
Центр науки и техники, 1992-1995 гг. Центр науки и техники, 1992-1995 гг.
Индустриальный хай-тек.
В этом направлении архитектура построена как на широком использовании индустриальных элементов, так и на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-иконических метафор, образов фабрик, и заводов. ТЭЦ, депо, пакгаузов. Основой здания служит "этажерка" - объемный металлический или железобетонный каркас (вертикальные опоры - колонны, и горизонтальные перекрытия). Для данной архитектуры также характерны обнажение, вынос на фасад элементов коммуникаций (лестниц, лифтов и т.п.), скульпторизация элементов конструкций.
Современный индустриальный хай-тек такими мастерами как Р.Роджерс. Р.Пиано, сэр Н.Фостер и др. произведения эстетически небезынтересны: детали выполнены очень тщательно, здания восхищают своей открытой. экспрессией тектоники. Но, .можно заметить, что практически ничего не изменилось с 1975 года. когда был завершен Центр Пампиду. Футуристический пафос архитектуры отныне осуществляется в новой форме.
Перспективы и здания индустриального хай-тека :
Бумажная фабрика Бумажная фабрика "РМ 11", Австрия. ATP Achammer-Tritthart & Partner.
Геометрический хай-тек.
Данное направление на современном этапе получило самое широкое распространение в архитектуре "Хай- тек". Геометрический хай-тек характеризуют поиски новых несущих систем здания, создание новой, более сложной каркасной системы на основе современнейших материалов и элементов конструкций. Отсюда появление новой геометрии здания.
Например: Г. Борисовский: в 60-х годах утверждал, что в связи с упрочнением материала конструкции, работающие на растяжение, ставятся все тоньше и легче, здесь нет ограничений, свойственных конструкциям, работающим на сжатие. Отсюда вывод: нужно стремиться к конструкциям, работающим в основном на растяжение. Современные несущие конструкции здания в своей массе стремятся в одну точку опоры.
- символ старой тектоники, где конструкции работают на сжатие, тектоники положенных и поставленных друг на друга строительных элементов.
- символ новой тектоники, здесь конструкции работают в основном на растяжение. Объем сооружения имеет сложную геометрию.
Бумажная фабрика. Бумажная фабрика..

  Дом - машина для жилья.

Ле Корбюзье.

В настоящее время растянутые конструкции получили достаточно широкое распространение: гибкие нити и висячие покрытия, вантовые (подвесные) и комбинированные конструкции, тросовые сетки, мембранные перекрытия. Внимание инженеров и архитекторов привлекают мягкие оболочки - особый класс пространственных конструкций, выполненных из материалов, обладающих высокой прочностью при растяжении. В строительных конструкциях мягкие оболочки создаются двумя способами: механическим и пневматическим. Первый способ приводит к созданию тентовых конструкций, второй - пневматических.
Различают два типа пневматических конструкций: воздухоопорные и воздухонесомые. Воздухоопорная конструкция - это оболочка настолько больших размеров, что образует целое здание или, по крайней мере, его покрытие. Поддерживается оболочка в состоянии способности противодействия внешним нагрузкам при сравнительно невысоком (200.. .500 Па) внутреннем избыточном давлении воздуха. Воздухонесомые конструкции, в отличие от воздухоопорных, представляют собой не целые здания, но только его конструктивные элементы - пневматические стержни (балки, стойки, арки, рамы) и панели.
Бумажная фабрика. ATP Achammer-Tritthart & Partner. Бумажная фабрика. ATP Achammer-Tritthart & Partner.
Бионический хай-тек.
В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека.
Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров.
Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов.
Архитектурная бионика сходна с технической бионикой; однако, она настолько специфична, что образует самостоятельную отрасль и решает не только технические, но главным образом архитектурные проблемы.
Здесь особенно нужно подчеркнуть, что научные основы архитектурной бионики начали создаваться в Советском Союзе, особенно можно выделить работы архитекторов В. В. Зефельда и Ю. С. Лебедева.
<<< previous page Хай - Тек | далее... next page >>>

next page >>>


КОРПУС

парадоксы

неоконструктивизм

деконструктивизм

хай-тек

верую ?


next page >>>
<<< previous page
Корпус 3 Архитектурный альманах Корпус - web-версия
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design: Simon Rastorguev studio.
 
  © А.И. Бабаев  Корпус 4  Корпус 3  Корпус 1