Историзм.
 Воспроизведение.
 По месту (AD-HOC).
 Радикальная эклектика.
 Заключение.
 
  § 8. AD-HOC.  SUPERTOPпосетите>>>  
Редакция.
 

По месту (AD-HOC).

«Ад-хокизм», или «архитектура ад-хок» - концепция, призывающая при проектировании учитывать, прежде всего, реальные условия данного места, конкретные обстоятельства, вкусы будущих потребителей. Она по-своему отражает реальную ситуацию капиталистической действительности, провозглашает открытое приспособленчество, безоговорочное выполнение требований заказа (обычно частного). Зачастую заказчик участвует в процессе проектирования, выбирая месторасположение своего жилища, соседей, план квартиры. Именно эта архитектура в наибольшей степени приближена к социальным требованиям заказчика, она спрашивает, какой ей быть, консультируется с будущим хозяином, подстраивается под его интересы. Ральф Эрскин - идеальный пример архитектора, следующего направлению ад-хок. Он показывает, что архитектура, действительно, - глагол, действие, а не просто набор правильных теорий и предписаний.
  Celebration Health, Celebration, Florida Celebration Health, Celebration, Florida.  
 
Контора Эрскина влилась в Байкерскую общину, открыв магазин в бывшем похоронном бюро, продавая растения и цветы (явно популярное в Англии занятие), действуя как местное бюро находок, т.е. занимаясь множеством не архитектурных дел; по мере всего этого он знакомился с жителями а они - с его группой. Затем в неторопливом процессе проектирования и строительства происходили бесконечные обсуждения с весьма скромными результатами (и принимались весьма скромные решения), так что ландшафт, «вход», история, идиосинкразия, и другие подобные соизмеримые составляющие могли найти свое место в обсуждениях. Успешный результат - внимательная и гуманная среда, - делает этот проект ключевым для постмодернизма в плане теории, если он и не является таковым в плане обычного кодирования; здесь «ад-хокизм» в самом подходе к проектированию, когда заказчик участвует в процессе работы над проектом.
Соучастие в проектировании стало в Британии в 70-х годах респектабельным термином, который обычно обозначал одностороннюю консультацию с теми, для кого осуществляется проектирование. Они имели возможность видеть планы заранее, но не обладали достаточной компетентностью или властью, достаточной для того, чтобы предложить жизнестойкие альтернативы, однако привлечение будущих потребителей архитектуры к соучастию в процессе проектирования позволило лучше и полнее учесть их потребности, запросы и вкусы. Этот новый метод в архитектурной деятельности Запада 70-х годов отражает утопическую веру постмодернистов в то, что обновление метода проектирования без изменения социальных условий способно привести к гуманизации жизненной среды и гуманизации человеческого существования. В Лувенском университете Люсьен Кролл и его группа продвинули процесс дальше и реально включили общину (или часть ее) в процесс принятия проектных решений. Студенты, разделенные на группы, участвовали в проектировании зданий вместе с Кроллом, который действовал скорее как руководитель оркестра. Они все время перемещали кусочки пенопласта, вырабатывая окончательную модель. Когда разгорались диспуты или когда одна из групп становилась слишком догматичной и неподвижной, Кролл реорганизовывал группы таким образом, чтобы каждый знакомился с проблемами всех остальных до тех пор, пока не появлялось возможное решение. Только тогда он действительно выдавал планы и разрезы, которые делали осуществимым проект.
  Disney's BoardWalk, The Walt Disney World Resort, Lake Buena Vista, Florida Disney's BoardWalk, The Walt Disney World Resort, Lake Buena Vista, Florida.  
 
В диалоге с архитектором участвуют не только будущий потребитель архитектуры, но и среда: архитектура ад-хок контекстуальна, этична по отношению к местным кодам значений; сохраняются старые постройки, несущие как определенную функциональную, так и эстетическую нагрузку. Например, при перестройке в Байкере, 80 % жителей оставалось во время строительства на территории общины, большинство сложившихся сообществ сохранилось; остались нетронутыми несколько важных зданий: школа, спортзал, местные общественные здания, церкви, так что получившееся смешение старого и нового обладает ощутимой глубиной исторических ассоциаций. Классические элементы, ставшие ненужными, детали зданий, орнаменты, взятые с прежних построек, - все это было включено в постройку либо как украшение, либо для практических целей - например, для сидений и столов были использованы ad hoc (к месту), капители колонн. Максимальное использование местных (читай - подручных) строительных материалов и технологий, возможностей строительной индустрии, деталей или частей старых построек - одна из составляющих направления архитектуры, о которой мы говорим, так как экономический вопрос играет здесь одну из главных ролей. Этот вопрос создает благоприятную почву для конфликта внутри общины: каждый из членов коллектива формулирует задачу, связанную в первую очередь с личным благосостоянием, решает проблему в соответствии со своими вкусами и потребностями; в коллективе возникает множество вопросов, на которые нет единого ответа. Теперь архитектор (или группа) воспринимается как тот проводник, который знает единственно правильный путь в лабиринте вариантов и возможных решений. Плюрализм мнений потребителей определяет плюрализм языка архитектуры ад-хок, многообразие видов деятельности и соответственно многообразие выражения функций.
  Hotel Cheyenne, Paris Disneyland, Marne-La-Vallee, France Hotel Cheyenne, Paris Disneyland, Marne-La-Vallee, France.  
 
Как уже говорилось выше, нет точных рецептов для «адхокизма», в каждом случае это эксклюзив, единичный экземпляр. В формообразовании это может быть как постмодернистская стилизация, так и модернистский кубизм и т.д.; речь идет не о стилевых принадлежностях, а, как неоднократно повторялось ранее, о вкусах жильцов, конкретных обстоятельствах, реальных условиях, возможностях использования местных материалов: стеклянные вставки и башенки, кубические блоки и дачные домики, различные их сочетания.
«Объединяемая общим термином «архитектура соучастия», новая идеология архитектурного творчества обозначается в США как социальная архитектура, в Швеции - как социально управляемое градостроительство, в Великобритании - как архитектура «community». «Самострой», как норма жизни. Это одна из форм архитектуры соучастия, получившей заметное развитие в последние десятилетия во многих странах мира. Его привлекательность для горожанина объясняется тремя причинами. Во-первых, экономятся значительные средства, т.к. при строительстве стандартного жилого дома своими силами его стоимость снижается примерно на 40%. Во-вторых, для многих личное участие в создании среды для себя - единственная возможность воплощения собственных представлений о комфортной жизни. Наконец, в-третьих, эта форма самореализации личности способна принести большое удовлетворение.
В последние годы понятие «самострой» используют иногда в более широком смысле, как синоним соучастия, понимая под этим любые формы привлечения обитателя к созданию среды, в том числе, к процессу проектирования. Методом «самостроя» создаются жилые дома, клубы, детские игровые комплексы и площадки, ландшафтно-рекреационные территории и устройства, реставрируются исторические памятники и реконструируются трущобы.»
  Kiawah Island Beach Club, RAS Kiawah Island Beach Club, RAS.  
 
«Был в ходу девиз: птица летит или умирает» - так австрийский психолог М. Митчелрих охарактеризовал максимализм творческих целей, свойственный архитекторам-утопистам (свойственный так или иначе «модернистскому» отношению к миру вообще). Постмодернисту, напротив, ближе спокойная или, по определению Э. Фромма, «женственная» приверженность традиции и сегодняшнему дню. Не случайно так называемый адхокистский метод, ориентированный на постижение близких целей, сейчас так же часто привлекает внимание социологов и экономистов, как и теоретиков искусства, и в том числе архитектуры.
  The Greenbrier at West Village Golf Resort The Greenbrier at West Village Golf Resort.  
Дома на Индиана Авеню - Фрэнк Гери 1981
 
Вилла Хайнзе Германия Хайнц Бинефельд 1984-1988
Саммис Холл Нью-Йорк - Мур, Гровер, Харпер
Университет Бремерхафен, Германия - Готфрид Бем
Университет Бремерхафен, Германия - Готфрид Бем
Чарльз Мур - Личный дом, Эссекс, Коннектикут
Бонэм Хаус, Санта Круз, Калифорния - Чарльз Мур
Колледж Кресге, Санта Круз, Калифорния - Чарльз Мур
Колледж Кресге, Санта Круз, Калифорния - Чарльз Мур
Колледж Кресге, Санта Круз, Калифорния - Чарльз Мур
Музей искусства - Чарльз Мур
Филипп Миллер - Блокированные дома, Великобритания
Kiawah Island Beach Club,RAS.
U.S. Courthouse Annex, Savannah, Georgia.
  КОРПУС 3 / ПО МЕСТУ (AD-HOC).
  Любим - не любим. Ситуация постмодернизма. Ч. Дженкс: Взлёт. Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре...  Откуда что взялось?  Пространство.  Историзм.  Воспроизведение.  По месту (AD-HOC).  Радикальная эклектика.  Заключение.  
Редакция. Корпус 3 Корпус 3 постмодернизм.
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design by RA design
 
 

© В.Б. Проценко, 2001 

Корпус 1 | Корпус 2 | Форум /| Корпус 4