Пространство.
 Историзм.
 Воспроизведение.
 По месту (AD-HOC).
 Радикальная эклектика.
 
  § 7. Воспроизведение.  SUPERTOPпосетите>>>  
Редакция.
 

Воспроизведение местных особенностей.
«Архитектура с человеческим лицом».

Это направление для обнищавшей и идеологически неопределенной Британии в 70-х годах стало и остается доступным большинству англичан, потому что «не отходит слишком далеко от традиционного семейного особняка». Каждый фасад легко узнаваем на конкретной улице, так, как если бы дом всегда находился именно здесь, на этой улице.
  Residence at Wilderness Point, Fishers Island, New York Residence at Wilderness Point, Fishers Island, New York.  
 
Воспроизведение местных особенностей архитектуры - это не прямое воспризведение, не репродукция, - это гибрид между постройками современности и строениями 19 века - кирпичными или деревянными (в России); «квазиархитектура», или архитектура «в духе». Данное направление в этой легко узнаваемой архитектуре имеет следующие характерные особенности: «почти всегда скатная крыша, крупные детали, живописное распределение объемов и кирпич, кирпич, кирпич» . Здания, построенные в соответствии со вкусом жителей, ремесленная проработка образа маскируют мрачность современного жилого комплекса. При создании архитектуры автор проявляет новый интерес к реально существующим, распространенным кодам, в то же время слегка искажая, приспосабливая их к хорошему вкусу как варианты таких кодов для среднего класса. «Действительно, произведения в духе воспроизведения местных традиций подчас страдают распространяющейся повсюду чопорностью особого рода, пиететом по отношению к грубоватой простоте, стремящейся нарочито заявить о себе. Этот пиетет может быть более предпочтителен для пустынь массовой застройки, с которой такая архитектура всегда контрастирует, но она есть нечто меньшее, чем точное отражение существующих в области архитеткуры вкусовых предпочтений».
В 1961 году архитекторы Дарбурн и Дарк выиграли конкурс на постройку комплекса Пимлико в Лондоне у других архитектурных групп, которые стремились к всеобъемлющему преобразованию. По проекту Дарка, комплекс включает старые здания, например церковь 19 века из темного кирпича; обеспечивает различные виды жизнедеятельности: пабы на углу, библиотеку, дом престарелых, жилые дома; много озелененных пространств - все ожидаемо, привычно; комплекс находится на своем, конкретном месте.
Возрождение местных особенностей в курсе восстановления и нового использования старых зданий к 1975 году стало одним из решений проблемы реконструкции идеологически и физически устаревшей застройки. В 1998 году была завершена реконструкция комплекса Lanternhouse в Юлверстоуне, Кумбрия по проекту британского архитектора Фрэнсиса Б. Робертса. Ему было позволено развить здание школы исскуств, чтобы предоставить более комфортное пространство для представлений, банкетов, преподавания, репетиций, жилых помещений для приглашенных артистов.
В данном примере налицо все особенности стиля (по Ч. Дженксу): скатная крыша корпусов школы, крупная деталировка фасадов, разделение территории комплекса на зоны (учебная, жилая, представительская), и, конечно же, кирпич как строительный материал. Металлическая спиралевидная надстройка с блюдцем микроволновой антенны, разработанная Джэми МакКаллугом, символизирует образ местного маяка.
  Residence in Katama, Martha's Vineyard, Massachusetts

Residence in Katama, Martha's Vineyard, Massachusetts.

 
 
Часто при проектировании нового жилого комплекса архитекторы возвращаются не только к старым прототипам (например, кирпичный жилой комплекс в Нориче, где образом служил тип высокого северно-европейского купеческого дома), но и к характерным для конкретного места ситуациям, существующим линиям улиц, специфике исторических фактов, заставивших повернуть улицу здесь, а там изогнуться и завернуть ряд домов, тем самым придавая своеобразие и притягательность, живописность восприятия таких уютных местечек.
Альдо Ван Дейк и Тео Босх принимали такие отметины средневекового города как отправные точки при проектировании. Их проект в Зволле, осуществленный между 1975-1977 годами, реконструирует много зданий старого исторического центра и дополняет их 21 деловым зданием и 75 новыми жилыми домами, следующими изгибам существующей планировке улиц, образуя ряд различающихся пространств. Короткие переулки, небольшие улицы с аркадами, улицы с наружными лестницами, ведущими в помещения верхних этажей, общественное пространство с садами. Решения фасадов показывают, что здания принадлежит нашему времени, но традиционная форма используется в других отношениях: например, внутренние пространства раскрываются через полуоткрытую лоджию, откуда можно увидеть сады, заглянуть наверх в полное солнечного света чердачное пространство непривычных очертаний. Такая богатая неопределенность характерна для постмодернистского пространства.
  Residence in North York, Toronto, Ontario. RASarch

Residence in North York, Toronto, Ontario. RASarch.

 
 
Воспроизведение местных особенностей - не всегда копирование пропорций, силуэта, оттенков конкретного места; введение контраста позволяет достигнуть ощущение уюта, комфорта, радости. Консервный завод Джозефа Эшерика в Сан-Франциско - это трансформированный товарный пакгауз 19 века с современной графикой, пронзающими его насквозь лифтами и оживляющим, придающим остроту кирпичным вернакуляром . Арки акцентированы, старая ткань оживлена сужением до минимума оконных простенков, использованием контрастных цветов; отдаление от подлинности такие здания с лихвой компенсируют создаваемым ими радостным настроением.
Нельзя воспроизведение местных особенностей превращать к неклассическое строительство домов террасного типа, мы почти всегда имеем дело с глубоко укорененными кодами значений. Дружественность, введенная через контрастную, живую окраску фасадов, теплое смешение материалов (например, дерева и кирпича); индивидуальность и многозначность, переданные через динамичное распределение масс, некая уважительность, переданная посредством набора хорошо известных элементов. Архитектура, привлекательная и для бедных, и для богатых. Чарльз Дженкс на конференции R.I.B.A. в 1976 году, скомпоновав массу выводов, прозвучавших тогда, написал: «…жилой комплекс должен быть небольшим по масштабу, включать, где это возможно, сооружения различных функций и разных эпох, быть реконструированным и основой своей иметь в большей степени ремесло, чем высокое искусство. Он может быть создан архитектором на основе справочника образцов, модифицированных в соответствии с ситуацией.
По возможности, все должно осуществляться под контролем потребителя, будущего владельца, а иногда даже путем самостроя из отходов и создаваться в повседневном народном стиле в соответствии со вкусами, продвинутыми в культуре, для которой производится строительство…».
  Roger Tory Peterson Institute, Jamestown, New York

Roger Tory Peterson Institute, Jamestown, New York.

 
Вилла в Нью-Джерси - Роберт А. Стерн
 
Рудольф Хаус 2 Вильямстаун, Массачусеттс - Мур, Гровер, Харпер 1979-81
Рудольф Хаус 2 Вильямстаун, Массачусеттс - Мур, Гровер, Харпер 1979-81
Лантерхаус, Юлверстоун, Камбрия - Франсис Б. Робертс 1998
Лантерхаус, Юлверстоун, Камбрия - Франсис Б. Робертс 1998
Edgewater Apartments, West Vancouver, British Columbia, Canada.
Residence in Pacific Heights, San Francisco, California.
Лантерхаус, Юлверстоун, Камбрия - Франсис Б. Робертс 1998
  КОРПУС 3 / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ.
  Любим - не любим. Ситуация постмодернизма. Ч. Дженкс: Взлёт. Р.Вентури: Банальный символизм в архитектуре...  Откуда что взялось?  Пространство.  Историзм.  Воспроизведение.  По месту (AD-HOC).  Радикальная эклектика.  Заключение.  
Редакция. Корпус 3 Корпус 3 постмодернизм.
Наш Е-mail:
x-4@narod.ru
Design by RA design
 
 

© В.Б. Проценко, 2001 

Корпус 1 | Корпус 2 | Форум /| Корпус 4