проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Архитектура Архитекторы
  ВУЗы и НИИ
  "Левая" культура
тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5


Введение

Если рассматривать культуру 20-го – начала 21-го века в рамках математической абстракции пространства, то среди множества базисных векторов - детерминант этого пространства мы, без сомнения, обнаружим такое явление как «левая» культура. Понятие культурного вектора в данном контексте следует интерпретировать как направление эволюции культурных форм, характеризуемых единством историко-культурных предпосылок и развивающихся сообразно общей логике обоснования явлений действительности.

Предметом нашего научного интереса является культурный вектор, начало которому было положено возникшим в середине19-го столетия самым массовым в истории политическим движением, в своей рефлексии опиравшегося на теорию общественного развития сформулированною К. Марксом и Ф. Энгельсом ( а также труды П.Ж. Прудона, М Бакунина и пр., если речь идет об анархистском крыле в левом движении) и первый деятельностный опыт получившим в политической практике первого интернационала.

Марксистский дискурс, в рамках которого позиционировала себя эта культурная традиция, с необходимостью определил четкие исторические перспективы, а стало быть и направление ее развития. Если культура продукт общества, развитие которого в свою очередь продиктовано противоборством экономически дифференцированных классов, то левая культура- способ самоидентефикации и существования борющегося за коренное переустройство общественных отношений пролетариата.

Таким образом мы видим, что левым искусством (к примеру) может считаться только то искусство, которое основной своей целью декларирует борьбу за классовые интересы пролетариата, а задачей своей соответственно- социальную революцию. В своей практике такое искусство преодолевает само себя прорываясь в сферу концентрации реального исторического времени- политику.

Примеров такого искусства в истории 20-го века достаточно. Это прежде всего европейский дадаизм и сюрреализм, русский футуризм, конструктивизм и т.н. «пролетарское» искусство. Все перечисленные выше течения de facto нашли свои политические воплощения и соотносили эффективность собственной деятельности с объективными успехами или неудачами, выпадавшими на долю этих воплощений.

Напряженные отношения между богемной культурной инновацией и буржуазным искусством, превратившимся уже к началу 20-го века в замкнутое пространство отчужденной художественной деятельности, индустрию ценностей культуры, достигли апогея с Первой Мировой войной и вылились в появление дадаизма.

Бунт против искусства начатый в области формы, дадаисты перенесли в сферу содержания. Умышленно принимая абсурдность, Дада пытались подорвать традиционные определения искусства и культуры, используя эту точку как рубеж атаки на общество, которое, по их мнению, должно было быть разрушено. В 1918 г. Тристан Тцара писал о том, что «предстоит совершить огромную разрушительную работу» по подрыву буржуазной культуры.

Несмотря на репутацию абсурдистов и сосредоточенность на вопросах искусства и культуры, Дада нашел свое политическое выражение, например, в восстании спартаковцев в послевоенной Германии. Пропаганда дадаистов служила подготовке грядущей революции, соединяя тем самым авангард искусства с более политически ориентированным революционным марксизмом. Но без мощного политического движения, способного совершить изменения, которых добивались дадаисты, Дада было обречено либо девольвироваться в пародию на самого себя, либо сознательно самораспуститься. То, что дадаисты сделали все возможное, чтобы избежать интеграции своего движения в арт-систему, путем самороспуска, свидетельствует о серьезности их первоначальных намерений и отсутствии нивелирующей глубину рефлексии и свойственной многим современным им арт-персонажам инфантильности.

Сюрреализм развился на обломках Дада как попытка заново выстроить и усовершенствовать критический проект дадаистов. Сюрреалисты отвергли энтузиазм, с которым их предшественники приветствовали абсурд, ради строгой дисциплины в рамках четко определенной революционной перспективы. По их мнению общество, чьим приоритетом является задача сохранение и приумножение капитала ( при отсутствии объективной социальной цели), было обречено на эстетическую нищету.

Таким образом идея разрушения культуры, как коммуникативной среды, цементирующей буржуазное общество, была вновь актуализирована сюрреалистами посредством экспериментов с «рациональным приведением чувств в беспорядок» а также , что особенно важно, в сотрудничестве с теми, кого они рассматривали в качестве самой революционной силы своего времени- коммунистической партией. ( Известно, в частности, что в составлении манифеста «к свободному искусству» вместе с Арагоном и Бретоном принимал участие Л. Троцкий.)

Однако компартия, контролируемая сталинистской термидорианской бюрократией, на практике не являлась более революционным авангардом рабочего класса, это была уже не та партия, которая стояла у руля октябрьской революции и истоков третьего интернационала. Вырождение затронувшее почти все европейские компартии и превратившее коминтерн в придаток советского министерства иностранных дел, лоббирующий внешнеполитические интересы СССР, привело к стогнации рабочего движения, не позволив сюрреализму адекватно политически выразится в рамках вышеозначенного сотрудничества.

Шок, которым была Вторая Мировая война, и первые проявления сталинизма в купе с декадентскими тенденциями к мистицизму и некритическому эротизму сломали хребет сюрреалистского радикализма. Сознательная попытка разрушить культуру изнутри, позволившая им стать художественным и литературным «движением», также отвлекла их энергию от политики. К концу Второй Мировой войны сюрреализм исчерпал себя как направление- политически и творчески,- и с распадом «официального» движения, возглавляемого Бретоном, европейские культурные радикалы раскололись на изолированные группы, рассыпанные по всему континенту.

Похожая судьба постигла и русский культурный радикализм появившийся под знаменем футуризма, прочно связавшего свою судьбу с судьбой революции. С окончанием ее активной фазы в России, когда европейская революция, на которую так рассчитывали большевики и которая могла стать действительным залогом построения социалистического общества, в следствии волюнтаристской политики коминтерна в германии и фактического предательства немецких социал- демократов, оказалась отброшенной на неоределенный срок, русский футуризм, левый культурный фланг менее радикальным в смысле формальной реализации, ориентированным на позитивное общественное строительство конструктивизму и "пролетарскому искусству" . Однако разворачивающийся советский термидор, приведший к бюрократической деформации и усилению (а не отмиранию как изначально подразумевалось) государства, к концу тридцатых годов окончательно раздавил всякую свободную политическую инициативу пролетариата в следствие чего леворадикальное искусство в принципе исчезло из пространства советской культуры.



© Штокало С.А.

тема:  "Левая" культура 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 SUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003—2004, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание