проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Философия   бакалаврская работа
тема:  Философские искания в современной литературе. 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

1.2.3. Жанровая модификация философского романа

В литературоведение до сих пор нет единого общепринятого определения романа. Однако ученые все же сходятся на том, что "обязательным условием романа является раскрытие двусторонних взаимоотношений личности и среды" (81; 146). Так, современная исследовательница романа А.Я. Эсалнек, разграничивая понятия человека, индивид-личность и рассматривая личность как относительно самостоятельный, но все же компонент системы социальной среды, утверждает, что "интерес к личности - прерогатива романного типа произведений" (82; 69), что "романность предполагает обязательное отношение личности хотя бы в минимальных для неё социальных связях и взаимоотношениях" (82; 96).

И классическая филология, и современные исследователи отмечают, что "роман… требует целостности миросозерцания и взгляда на жизнь, многосторонний материал и содержание которых обнаруживаются в рамках индивидуальной ситуации, составляющей средоточие всего целого" (Цит. по: 43; 17).

"Под ситуацией, - разъясняет А.Я. Эсалнек, - понимается расстановка и соотношение характеров в художественном произведении и соответствующее этому расположение и взаимоотношение пластов художественного содержания. Романная ситуация обладает рядом особенностей. Главная из них заключается в том, что расстановка характеров обязательно предполагает дифференцированное изображение среды и выдвижение на передний план 2-х - 3-х, не более 4-х персонажей, чьи судьбы занимают основное внимание автора… Их судьбы и их изображение предопределяет и масштабы пространства, вовлекаемого в повествование… и количество тех факторов, которые участвуют в формировании и реализации их сознания" (82; 91-92).

Романная ситуация, по мнению этой ученой, определяет и наличие в произведении сходных и различных характеров "и вытекающий отсюда принцип столкновения или сопоставления сознаний и типов поведения" (82; 91-92), - основной принцип романного повествования. "Роман, - как писал Б.А. Грифцов, исследователь жанра, - живет контраверсой: спором, борьбой, противоположностью интересов, контрастом желанного и осуществимого…" (56; 147).

Жанрообразующей особенностью философского романа является художественное изображение субстанциальной идеи на всех уровнях произведения (сюжета, системы образов, композиции, пространственно-временных категорий).

©  Ольга Орлова, 2002
тема:  Философские искания в современной литературе. 1 2 3 4 5 6 7
радизайн проект x.4 CAP.x4 Рейтинг@Mail.ruSUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание