проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  История региональной архитектуры   архитектор Саренко (реферат)
  Стрелка (реферат)
архитектор  Григорий Васильевич Саренко  

Григорий Васильевич Саренко инженер-архитектор, коллежский советник. Родился в 1876 году в городе Саратове в семье профессора биологии и бывшей крепостной крестьянки. Его дед – выдающийся петербургский виртуоз-гитарист, композитор, доктор медицины. Его сестра Анна с мужем Дмитрием Кучеренко открыли первую музыкальную школу в Ярославле.
Григорий Васильевич приехал в наш город в 1902 году, после окончания Петербургского института гражданских инженеров, получив должность младшего инженера в Строительном отделении Ярославского губернского правления. Очень скоро стал городским архитектором, а затем губернским архитектором и губернским инженером, возглавив Строительное отделение. Был награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны III степени.
Г. В. Саренко — весьма талантливый и опытный архитектор, придерживавшийся новаторского направления в модерне, — возвел в Ярославле в начале XX столетия немалое число интересных построек.
В Ярославле Григорий Васильевич женился на Надежде Крохоняткиной из известного купеческого рода. В советские годы работал в различных строительных организациях города. Разделил судьбу многих представителей русской интеллигенции, пережившей Октябрьскую революцию: в 1935 году по необоснованному обвинению в «контрреволюционной деятельности» был арестован, в 1938 году расстрелян.
Его имя надолго забыли, при публикации его проектов автор не указывался. В своё время Григорий Васильевич Саренко был известным модным архитектором, проектирующем в стиле «модерн». Он являлся автором различных по функциональному назначению зданий: жилых и торговых домов, ресторанов и гостиниц, пожарной каланчи и библиотеки, церквей и кинотеатров. Его гостиница «Бристоль» 1910 года постройки во «Всеобщей истории архитектуры» приводится как образец «провинциального модерна». Здание гостиницы «Бристоль» считается одной из лучших построек Ярославля начала XX века.
Гостиница возведена на пересечении двух центральных улиц города, сходящихся под острым углом, и имеет косоугольный план. Композиция этого крупного трехэтажного здания асимметрична. Угловая его часть; где размещен на втором этаже двусветный зал ресторана, слегка приподнята. Центральный парадный вход расположен в неглубокой нише между ризалитами главного фасада. На скошенном углу здания — балкон на втором этаже и вход в погребок — на первом. Архитектурное оформление достаточно сдержанное и строгое. Главная тема здесь — крупные окна с импостами. На первом этаже, где находятся кафе и магазины, — окна с витринным остеклением. На верхних этажах они расчленены импостами, шаг которых учащается по высоте здания. Особенно измельчены импостами окна второго света ресторана, превратившиеся в узкие щелевидные проемы. Эта разномасштабность оконных проемов, однако, не нарушает цельности композиции фасада, которая достигается ритмом широких лопаток, украшенных типично модернистскими элементами, ленточным рустом в нижнем этаже, цветными изразцовыми фризами в верхних этажах, как бы опоясывающими здание, единым рисунком решетки ограждения на уступчатой крыше.
Газета «Голос» в рекламе, данной к открытию гостиницы и ресторана, среди прочих удобств отмечала «комфортабельно обставленные номера, роскошный двухсветный зал и уютные кабинеты». Сам архитектор получил от хозяина ресторана предложение в любое время бесплатно обедать у него.
В начале XX века в жизни людей появилось новое развлечение – кино. Для показа кинофильмов Саренко спроектировал специальные здания – кинотеатры (1913-1914 гг.). Первое из них принадлежало клубу «Вспомоществования частному труду» и «имело грандиозный зал с усовершенствованной вентиляцией» (ныне галерея «Арс-Форум»), другое располагалось на соседней земле торговца Полякова – кинотеатр «Горн» (ныне банк «Менатеп»). Здание кинотеатра (ул. Свободы, 28/86) возведено в 1911 году. В его декоративном убранстве ощущаются мотивы московского ампира. Первый, рустованный этаж имеет крупные витринные окна и входы по бокам, оформленные миниатюрными портиками с пилястрами ионического ордера. Над высокими стройными окнами второго этажа — прямые сандрики с кронштейнами. Центральная часть главного фасада заглублена в нишу и выделена двумя пилястрами коринфского ордера. Под окнами — декоративный балясник, над сандриками — невысокие окна второго света зала с замками, украшенными масками. Венчает здание трехчастный антаблемент со ступенчатым парапетом на крыше. Под антаблементом на боковых частях здания проходит пояс изящной лепнины растительного орнамента. Изысканное и сдержанное в оформлении здание кинотеатра выглядит весьма презентабельным.
Ещё одна важная постройка архитектора Саренко – пожарная каланча (Красная пл., 8/1) возведена в 1911 г. на месте здания эпохи классицизма того же назначения. Это крупное сооружение с высокой башней формирует застройку одной из центральных площадей города. Протяженный главный фасад строго симметричен, имеет два боковых и сильно выступающий центральный ризалит, над которым возвышается криволинейного контура смотровая башня с узкими, вытянутыми окнами и открытой площадкой наверху. Архитектура здания построена на контрасте светлых (оштукатуренных) деталей и красного кирпичного фона стены. В декоративном оформлении использованы элементы ордерной системы, — правда, они очень упрощены и стилизованы, — лопатки в простенках, одиночные замковые камни над окнами первого этажа, раскрепованный рустованный цоколь, стилизованный, также раскрепованный. Есть в оформлении этого здания и новаторские элементы: крутые скаты отливов подоконных выступов, цветной керамический фриз, разбивка мелкой шашкой раскрепованных выступов антаблемента, типично модернистского рисунка металлическая решетка ограждения на крыше.
В 1914 году «Совет общества содействия народному образованию и распространению полезных зданий Ярославской губернии» сделал заказ архитектору на постройку здания библиотеки им. Н.А. Некрасова.
Также весьма примечателен жилой дом № 23 по улице Терешковой, перестроенный из дома эпохи классицизма. Он получил на главном фасаде тот же мотив кругов с вертикальными желобками, широкий пояс, охватывающий окна второго этажа, цветной керамический пояс под антаблементом здания и парапет на крыше, состоящий из простых тумб и нарядной металлической решетки. В этом доме в 1910-х годах и проживал известный ярославский архитектор Г. В. Саренко, который и оформил фасад здания по своему вкусу.

После октября 1917 года Григорий Васильевич Саренко продолжал плодотворно работать. Он спроектировал первую советскую школу, построенную при фабрике «Красный Перекоп» в 1923 году, трёхэтажный жилой дом для работников той же фабрики. Есть предположение, что проект первого здания выстроенного в советские годы в центре города (1927 год) принадлежал также ему.
Все новые постройки Григория Васильевича Саренко были удачно вписаны в существующую планировку города.


К началу XX столетия ретроспективистское направление в русской архитектуре пришло в острое противоречие с новыми требованиями жизни, с развитием науки и техники. Копирование архитектурных форм прошлых эпох стало тормозом в развитии строительного дела, облик фасадов часто не соответствовал функциональному назначению зданий. Появление новых строительных материалов (сталь, железобетон, большемерное стекло), новых современных конструкций, позволяющих перекрывать большие пролеты, постепенно подводило зодчих к пересмотру своих творческих позиций, пробуждало негативное отношение к эклектике. На II съезде русских архитекторов (1895) отмечалось, что «архитектура — это не маскарад зданий, ряженных в платья разных стилей» и что «техника и конструкция должны служить источником художественной формы». Начались поиски новой, современной рационалистической архитектуры. Такой архитектурой и стал стиль модерн.
Архитектор Саренко был приверженцем новых архитектурных направлений, учитывающих передовые технологии того времени и новые типы конструкций. Проектировать в стиле модерн для того времени было не только модно, но и весьма прогрессивно.
Русский модерн развивался по двум направлениям: как чисто новаторский, так и стилизаторский (романтический), в котором использовались мотивы других архитектур (древнерусской, готики, барокко). Но здесь речь не шла о механическом копировании отдельных деталей, что было свойственно периоду эклектики, наоборот, происходила глубокая, художественно-образная переработка старых форм.
Григорий Васильевич Саренко придерживался новаторского направления этого архитектурно-художественного стиля.
Модерн отвергал стилистическую канонизацию, позволяя зодчим в максимальной степени проявить свою творческую индивидуальность. Постройки стали более рациональными по планировке (учитывалась их функциональная целесообразность), более современными по конструкциям, оригинальными и неповторимыми по архитектурному облику.
За неполных полтора десятка лет (до первой мировой войны) стиль модерн, пройдя несколько стадий в своем развитии, дал большое количество самобытных архитектурных произведений, вписав яркую страницу в историю русского зодчества. Из наиболее известных построек этого периода следует назвать особняк Кшесинской (1906, архит. Гоген) в Петербурге и особняк Рябушинского (1902, архит. Шехтель) в Москве, выполненные в новаторском стиле, близком к западноевропейскому модерну, а также Ярославский вокзал (1902, архитектор Шехтель) и здание Третьяковской галереи (1905, худ. Васнецов) в Москве, исполненные в романтическом модерне с использованием образов древнерусской архитектуры.
Постройки архитектора Саренко являются яркими образцами провинциального модерна и останутся в истории не только региональной но и общероссийской архитектуры.


Список использованных источников:

Маров В.Ф.
Архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000

Архивные материалы 1909 – 1923 гг.

радизайн проект x.4 CAP.x4 Рейтинг@Mail.ruSUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание