проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Философия / postmodern  неизвестный текст /прислано в редакцию "Лk"
тема:  ...Что-то тарелки давно не летают 1 2 3 4 5

Об ком звонит колокол

Ложь, писал Горький, религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека. Старик, писал
Горький, врал из жалости к людям. А человека надо не жалеть, не унижать жалостью - человека
надо уважать. Все в человеке, все для человека.

Над Горьким принято сейчас смеяться, а зря. Задача, поставленная им перед искусством, весьма
серьезна. Оно ведь так устроено - только перестанешь следить, как оно тут же солжет, соврет,
сбрешет или сон золотой навеет. Поэтому каждый год - не говоря уж о десятилетии, — когда ему
удается как-то перетоптаться без сказок, можно со спокойной совестью считать величайшей
заслугой всех без исключения участников худпроцесса, особенно - лидеров и инициаторов. А
также продюсеров - если говорить о кино. Сейчас невозможно поверить, что был период, и
достаточно длительный, когда фантастика в кино находилась в опале.

«...Их поставили к библиотечной стенке, - писал Брэдбери, - Сайга-Клауса и Всадника без головы,
и Белоснежку, и Домового, и Матушку Гусыню... и расстреляли их, потом сожгли бумажные
замки и царевен-лягушек... Спящая Красавица была разбужена поцелуем научного работника и
испустила дух, когда он вонзил в нее медицинский шприц... Волшебное Зеркало они одним
ударом молота разбили вдребезги...» А потом, - вспоминает герой его рассказа «Эшер II», -
приказали кинопродюсерам, «если они вообще хотят что-либо делать, пусть снимают и
переснимают Эрнеста Хемингуэя. Боже мой, сколько раз я видел 'По ком звонит колокол'!
Тридцать различных постановок. Все реалистичные». В конце этого рассказа, входящего в
«Марсианские хроники», дом героя — вобравший в себя заботливо воссозданные с помощью
новейшей техники все ужасы самых жутких новелл Эдгара По - разваливается, погребая под
собой сливки общества - всех тех, кто, отвечая за общественную мораль, изгонял чудесное и
сказочное из кино, театра и литературы. «Марсианские хроники», напомним, впервые увидели
свет в 1951 году. «Фабрика грез» навевала в то время сны, разумеется, не совсем про работу (в
этом ее преимущество перед «Мосфильмом», Свердловской киностудией и Студией детских и
юношеских фильмов имени опять-таки Горького), но уж и строительством бумажных замков не
занималась. Эталоном кинопродукции в то время считался фильм «Унесенные ветром»; снятый в
конце 30-х, он без малого пятьдесят лет держал кассовый рекорд, оставаясь непревзойденным.
Домовые и Белоснежки могли только облизываться, стоя у подножия пьедестала и глядя на сияние
вечной славы Скарлетт 0'Хара. Они были не сожжены и не поставлены к стенке, конечно, но
просто отданы на откуп У.Диснею, дневным сеансам, рождественским каникулам и т.п.

А что потом? А потом опять пришел старик и начал врать. И врал он так затейливо, так сладко,
что все кассовые рекорды в одночасье (в начале 1980-х) рухнули и долгое время бились едва ли не
каждый год. Как звали-то старика? Да как хотите, так и назовите - «сон золотой» миллионам
разновозрастных подростков принялись навевать и космический сказочник Дж.Лукас, и флагман
Голливуда, человек-кинофабрика С.Спилберг, и визионер Т.Бертон, и все-все-все... Довольно
быстро выяснилось, что дневные сеансы - самые важные, что за рождественские каникулы можно
«отбить» такой бюджет, на который раньше можно было снять дюжину фильмов. Что реализм,
узнаваемость ситуаций и типов, правдоподобие характеров - все решительно побоку, а главное -
найти побольше стариков, чтобы врали. Годятся и старые, и новые, и классики, и современники.
Чего далеко ходить за примером — одно из трех главнейших последних кинособытий оказалось
связано со сказкой середины прошлого века («Властелин колец»), другие два - с историями
вполне современных авторов: второй частью второй трилогии «Звездных войн» и первым романом
пента- (секста-? септа-?) логии о Гарри Потгере, которую еще только предстоит завершить.

Белоснежки наступают. Матушки Гусыни берут реванш. Сайга-Клаусы переходят в контратаку.
«Хемингуэй» повержен, затоптан, никто уже и не помнит, про что он, собственно. Кажется, война,
дружба, добро, зло, мужество, одиночество... Ну так ведь и Толкин про то же. И Ролинг, и Лукас,
и... Впрочем, никакого «и» не нужно. Можно было бы помянуть многих, от Л.Кэррола и Дж.Барри
до авторов «Горца», «Конана-варвара», имени которых не припомню - и потому, что оно - легион,
и потому, что мы вновь вернулись к тому, что Одиссей и реальней, и безусловней Гомера. На
самом деле достаточно трех. В них все хорошо: и то, что про разное (у Толкина - как бы прошлое
и где-то неблизко, у Ролинг - как бы настоящее и где-то рядом, у Лукаса - будущее и где-то
совсем далеко), и то, что они бестселлеры с блокбастерами (значит, во-первых, все на слуху,
можно ссылаться без пересказа; во-вторых, минимум случайного, максимум характерного), и то,
что все эти (имея в вицу кино), как сейчас принято говорить, проекты еще не завершены, стало
быть, как те машины «Магны», продолжают работать. Производить.

И потом - речь на самом деле пойдет не о них. А о том, как мы дошли до такой вот чудесной
жизни.

тема:  ...Что-то тарелки давно не летают 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 Рейтинг@Mail.ruSUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание