проект "Лекции" | Собираем материалы. Присылайте: x-4@narod.ru - опубликуем.
 
  
  x4
Лекции
 
  Философия / postmodern  неизвестный текст /прислано в редакцию "Лk"
тема:  ...Что-то тарелки давно не летают 1 2 3 4 5

Худший враг/Лучший друг

Получается, что мир чудесного совсем не то же, что чудеса в нашем мире. Чудо нарушает законы;

мир чудесного живет по своим законам, в целом гораздо более простым и понятным, чем так
называемый реальный мир. Грубой ошибкой было бы рассматривать описанное в «Звездных
войнах» или «Гарри Поттере» как метафору: дескать, под видом Хогвартса описывается обычная
школа, а под видом Совета джедаев, решающего, принимать или не принимать в ученики юного
Анакина, видимо, приемная комиссия университета. Хогвартс - это гораздо лучше, чем обычная
школа, потому что учат там простым и понятным вещам (смешивать зелья и снадобья, защищаться
от нечисти, летать и т.д.), которые пригодятся не когда-нибудь в будущем, а сейчас. И Анакина
берут в ученики не по блату и не «по мнению» даже, а по химическому составу крови (вот она,
еще одна фундаментальная основа политкорректности: какая разница, черный ты, белый или
зеленый, если у тебя в крови чего-то в десять раз больше нормы; но это опять же могло бы быть не
так, если бы не война).

Но ведь и чудо в нашем мире нарушает не все законы; хорошие же чудеса нарушают законы лишь
неприятные или скучные. Потом, нарушая законы известные, оно свидетельствует о
существовании иных, возможно, лучших и более понятных - недаром сатирики так любят
заставлять героев объяснять законы нашего мира разумным лошадям (Свифт) или
всегалактическому конгрессу мыслящих существ (Лем) - задача не из легких и, пожалуй,
обреченная на провал.

Чудо - это то, что делает жизнь проще. Она слишком сложна - может быть потому, что мы устаем
жить. Она слишком скучна и слишком страшна - может быть потому, что мы устаем ее понимать.
Мы продолжаем узнавать о ней из вторых рук - и боимся ее, как гоголевский Поприщин. И вот
нам уже строят фабрику, чтобы делать на ней луну.

Осталось дать оценку ситуации, в которой мы оказались. Но оценка эта в очередной раз напрямую
зависит от мировоззрения оценивающего, а автор - в соответствии с принципами
политкорректности - считает себя не вправе навязывать кому бы то ни было свое собственное; да
и не так уж он тверд в нем, чтобы его нельзя было сбить. Поэтому концовка будет
плюралистичной.

Можно сказать, что мы в очередной раз ощутили себя первобытными дикарями, дрожащими от
своего бессилия перед природой (нашей собственной в первую очередь), и призвали себе на
помощь единственного доступного нам союзника - шаманов и духов, порожденных нашим
растревоженным воображением. Можно - что мы в очередной раз вспомнили, что мир рукотворен,
а его главные законы достаточно просты и понятны. Что мы перестали верить в науку, в природу,
в себя, и это ужасно, это примета конца - или что это очень хорошо и разумно: верить в науку
нельзя (она не для этого), верить в природу смешно (чего в нее верить, она и так есть), верить в
себя... Честертон думал, что в себя верят лишь сумасшедшие. Лучше уж верить в Гэндальфа
Серого, Йоду и декана Дамблдора; лучше уж верить в машину, делающую землю: в земле, из
земли, снова и снова, все лучше и лучше, все проще и проще, заново, даром, для всех.

тема:  ...Что-то тарелки давно не летают 1 2 3 4 5
радизайн проект x.4 CAP.x4 Рейтинг@Mail.ruSUPERTOP
E - mail: x-4@narod.ru
 © 2003, Леkции v2
  Форум | Новости | Содержание