постскриптум < на авАнсцене < нАш, только нАш! 
 
   нАш, только нАш!    – Александр Сергеевич, для Вас создание газеты, посвященной ТЮЗу, – не новость?
– Я наслышан об этой идее. Мне она, разумеется, нравится. И не только потому, что, на мой взгляд, наш театр достоин того, чтобы говорить о нём на страницах целой газеты. Но и потому, что создание этой газеты может стать ещё одной – и очень важной! – формой диалога молодых актёров и зрителей, искусства и публики.
– Какой бы Вы хотели видеть эту газету?
– Дело не в том, какой я хотел бы её видеть. Мне, напротив, интересно было бы узнать, чего ждёт от театра современная молодёжь. Поговорить, поспорить на страницах этого издания не только о том, каким является наш театр сегодня, но и о том, каким бы он мог стать завтра. Вообще, хотелось бы вместе со зрителем помечтать, пофантазировать о том, какой молодёжный театр нужен городу Ярославлю.


– В этом году ТЮЗу исполнилось восемнадцать лет. Это – определённый рубеж, можно сказать, «совершеннолетие». Изменится ли творческий облик театра?
– Взросление театра и взросление человека – это всё-таки разные вещи. Хотя вы правы: определённое сходство существует. Взрослеют артисты, взрослеет зритель… Взрослеет театр как единый творческий организм. На наших спектаклях выросло не одно поколение зрителей. Теперь же появился новый зритель, у которого свои проблемы и свои потребности. Но и в театре выращено уже второе поколение молодых артистов, которые тоже несут на себе отпечаток своего времени.
Художественная программа не может не реагировать на время, не отражать его. Но суть ее, на мой взгляд, должна оставаться прежней. А суть нашей программы это вечные ценности и проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, творчество и свобода… Это те темы, о которых всегда не скучно говорить. И не важно при этом, ставим мы драматургию классическую или современную. Главное, чтобы в произведении присутствовала эта глубина.
Это то, что должно оставаться неизменным. А что будет там дальше покажет время. Ведь жизнь как река, которая течет и за каждым поворотом открывает новое, неожиданное пространство. Так же и театр.
И, когда мы перейдем этот рубикон, эти бесконечные пороги и водовороты, перед нами, может быть, откроется равнина и нам тогда придется решать иные творческие задачи.
– Александр Сергеевич, каким бы Вы хотели видеть своего зрителя?
– Это огромная проблема, сама по себе достой-ная выпуска целой газеты. Прежде всего, зритель должен стремиться прийти в театр. На мой взгляд, практика культпоходов давно себя изжила. И лишь убогое финансовое положение театра заставляет театр прибегать к порочной практике культпоходов, часто превращающей посещение театра не более чем в «тусовку». А ведь театр это магия. Это тонкие взаимоотношения зрительного зала и сцены. И только в этой магической точке духовного соприкосновения возникает та искра божия, которая и называется Театром.
Театр воспитывает чувства в человеке. К сожале-нию, школа сейчас всё больше занимается образованием и всё меньше воспитанием. Но кто-то должен воспитывать детей. Если семья не может, то кто тогда? Улица? Знаете, один поэт сказал: «места, не занятые нами, немедленно займёт наш раб». Жизнь не может состоять только из дискотек. Тогда предельно сужается сфера интересов. Остаются лишь личные потребности, а сопере-живать и сочувствовать этот человек уже не хочет и не может. А это страшно.
Проблема воспитания молодёжи – огромная проблема. Этим нужно заниматься всем: психологам, и социологам, и властям. И театру в том числе. Это трудная и кропотливая работа, требующая объединения сил.
– Александр Сергеевич, а как насчёт зрительского возраста? Про ваши детские спектакли говорят, что они и не всем тинейджерам-то по зубам…
– Когда мне говорят про мой спектакль, что он слишком детский или, наоборот, слишком взрослый, это, по-моему, слишком просто. С детьми, мне кажется, тоже нужно говорить об очень серьёзных проблемах.
С одной стороны, в нашем театре, как ни в каком другом, должна существовать возрастная градация зрителя. Одно дело, когда мы ставим спектакль для самых маленьких, и совсем другое, когда спектакль ставим для подростков. У подростков другие ритмы, другие ценности, другой конфликт. Но, с другой стороны, иногда получается так, что мы ставим спектакль для взрослой публики, а на него приходят дети и им тоже интересно. Или, наоборот, взрослые приходят с детьми на наш детский спектакль и не жалеют о потраченном времени. Генриетта Яновская делает сейчас в Московском ТЮЗе театр для всех. И, по-моему, это правильно.
– Александр Сергеевич, Вы вот говорите о магии театра, о его высоких функциях… А ведь известно, что зачастую сегодня театр сводится к простому зарабатыванию денег?
– Да, и к этому тоже. Театр сегодня движется в двух направлениях. Одна ветвь постановки психологически тонких спектаклей, отличающихся тщательной проработкой каждой детали... Это то, чем всегда славился именно русский театр. Сегодня в тех условиях, в которых оказались театры нашей страны, очень сложно сохранить эту духовную, интеллектуальную глубину спектаклей. Потому что такого рода постановки требуют не только большого количества времени, но и значительных материальных затрат. А современный российский театр как система учреждений остался нищим.
А другая ветвь – коммерческая. Большие театрализованные представления, шоу с громкой музыкой, яркими декорациями, спецэффектами, примитивной мыслью, юмором ниже пояса – все это также называется театром, и такой театр человек принимает. К этой ветви примыкают и многие спектакли-однодневки, рождаемые в системе антрепризы. Одним зрителям хочется шумного праздника, развлекательного зрелища. Другим – сопереживания, духовного очищения… Что ж, пусть будет и то, и другое.
– То есть вы не против такого, «коммерческого» театра?
– Нет. Это неизбежно. Мы поставлены в такие обстоятельства временем. Мне иногда самому хочется поставить шоу. Если исходный материал, пьеса, позволяет устроить большую театральную феерию замечательно, почему бы и нет? В Самаре я недавно поставил именно такой спектакль по современной итальянской комедии. И работал с удовольствием.
– Отличается ли сегодня чем-то положение театров юного зрителя от положения больших академических театров?
– Молодежные театры находятся, на мой взгляд, в более благополучном положении, чем крупные академические. Потому что проблема коммерции коснулась прежде всего больших театров: они вынуждены были срочно начать зарабатывать деньги. А это можно сделать только, закрыв глаза на качество постановки. Крупный театр требует больших затрат. Ведь, помимо ядра труппы, существует огромный организм, который тянет театральный корабль ко дну, мешает ему двигаться. Молодежные же театры имеют маленькие мобильные труппы. Артисты постоянно тренируются, работая перед разной зрительской аудиторией. Они должны уметь играть яркие, искренние и зажигательные спектакли для детей и сложные по содержанию спектакли для подростков и взрослых. Актеры постоянно находятся в состоянии полной «боеготовности». Поэтому молодежному театру легче двигаться вперед, развиваться, отвечать духу времени…
    

Интервью с главным режиссёром ТЮЗа Александром Кузиным состоялось за несколько месяцев до печати.
За это время театр успел побывать в ситуации кризиса, раздрая, оставшись на время без главного режиссера.
Но сейчас статус-кво театра восстановлен.
В напечатанном интервью мы ничего не изменяем, ибо и программа театра осталась неизменной.
Это - postscriptum к скандальным публикациям в прессе.

 
на авАнсцене. Интервью с главным режиссёром  А.С. Кузиным
  Акт первый "последние".  Критика. Почеркушки с фестиваля. Крупным планом: Виталий Стужев
антрАкт
свидание с актрисой Таисией Попенко
роман в письмах. Тет-а-тет. Александр Кузин и Таисия Попенко
Акт второй. "Ехай!". Критика. Монолог режиссера спектакля "Ехай!" Владимира Шелкова. По дорогам фестивалей. Театр и подросток.
Театральный разъезд. Юбилей Эльмиры Капустиной.
Записки на программках. Об  артисте Иване Баранове.
Кулуары. Роза Хайруллина об Александре Кузине.
Интервью экспромтом с артистами "СамАрта" Розой Хайруллиной и Александром Кузиным
Ностальгия... на страницах выпуска, посвященного событиям сезона 2001-2002 г. вспоминается о премьере сезона 2000-2001 г. и дотюзовское прошлое артиста ТЮЗа Ильи Богатырева.
Акт будущий. Пространство новой сцены. Мастер и его студенты (выпуск 2002 г.) Критика на спектакли "Мурлин Мурло" и "Панночка"
Глобус. Франция: письмо Питера Брука. Германия: долгосрочное сотрудничество.
Монолог у театрального подъезда. Критик Евгений Ермолин.
репертуар на октябрь 2002
анонс
клуб
о проекте

  Декабрь 2001 г.

Беседовала
Ирина Ковалева

  © При использовании любых материалов сайта ссылка на нАш, только нАш обязательна.

SUPERTOP   дебют издания / интернет версия.   За разъяснениями обращаться...   Powered by...