без мечты в театре делать нечего < Акт второй < нАш, только нАш! 
 
   нАш, только нАш!     

"Без мечты в театре делать нечего"
…Где-то на заре 90-х, тогда, когда Александр Кузин только лишь приехал в Ярославль и возглавил наш ТЮЗ, в одном из интервью режиссера прозвучала мечта: «Создать со временем на базе театра детский духовный центр, объединяющий сподвижников, которым небезразлично, какой вырастает наша молодежь».
Прошло уже более 10 лет. Не счесть того количества романтиков, которые за это во всех отношениях сложное для нашей страны десятилетие мечтать и вовсе разучились. Зато научились делать деньги. На всем…
Для театров – тем более для театров юного зрителя – подобные перипетии культурно-исторического и экономического развития страны обернулись мощным оттоком зрителей. Сначала театр от зрителей заслонили остро поставленные временем социальные проблемы. Распад СССР, перестройка, инфляция, дефолт, … Какое там искусство! А после, кажется, и просто была утеряна – где-где, а в Ярославле столетиями воспитываемая! – привычка к театру. Выросло поколение тех, в ком эту привычку уже просто не воспитали… В худшем случае воспитали привычку к «культпоходу» в театр. К тому культурному иждивенчеству, когда зритель не сам выбирает театр, в который он хотел бы пойти, и не сам выбирает спектакль, который он хотел бы увидеть. А получает на то высшую санкцию «распространителя билетов». Должности странной, нигде более в мире, кроме как в нашей стране, не существующей. Должности, по которой человек снабжает «трудовые коллективы» и учебные заведения театральными билетами по по своему вкусу или по своему удобству передвижения по городу выбранными. А как же тут быть с той магией театра, интимностью духовных усилий сопереживания, на которые подобный зритель-иждивенец оказывается уже не способным? А ведь эта привычка воспитывается с детства. В воскресных походах детей в театр с родителями.
Когда-то мечту о семейном театре вынашивал Ролан Быков. Теперь эту мечту «подхватил» у него Константин Райкин. Но это в Москве. А у нас, в Ярославле, таким проводником этой мечты в жизнь является Александр Кузин. Да и ведь мечта о семейном театре близка той, высказанной когда-то им и процитированной нами выше. Потому что с кем же, как не с родителями объединяться театру в этом насущном деле воспитания молодежи?
Всё, что ни делал на своём посту, 12 лет возглавляя наш ТЮЗ, Александр Кузин являлось, кажется, лишь очередным шагом к осуществлению этой высокой и бескорыстной мечты.
Будь то возвращение театру на площади Юности его первоначального названия – ТЮЗ и возрождение в его репертуаре спектаклей для самых маленьких и одновременный поворот театра к важным и насущным проблемам духовного поиска современного молодого человека, стоящего на пороге взрослой, пугающей жизни…
Или воспитание Александром Кузиным специально для нашего ТЮЗа молодой смены актеров и режиссеров в театральном институте, благодаря чему Ярославский ТЮЗ щеголяет сейчас одной из самых молодых трупп в России.
Или организация Александром Кузиным театральной студии для школьников при содействии департамента образования на базе очно-заочной школы факультета русской филологии и культуры ЯГПУ. Цели этой студии выходили далеко за рамки выращивания для театра потенциальных кадров. Хотя не исключали и последнего. (Кто у нас в Ярославле из тех, кто был на любой из последних премьер ТЮЗа не помнит Юры Круглова? Того – «самого смешного пирата» – которого после спектакля «Остров сокровищ» так любят пародировать дети? Или нагло-педантичного Леща из «Последних»? Или нахрапистого и наивного машиниста из «Ехай!»? А ведь когда-то постигать азы театрального искусства школьник Юра пришел именно в студию Александра Кузина, потом поступил на курс своего педагога в театральном институте… А потом… Как бы хотелось, чтобы потом был артистом нашего ТЮЗа!)
Или, наконец, вбирающее в себя все перечисленные выше продолжительные во времени, но всё же единичные акции режиссера и воплощающее ту самую, процитированную в начале статьи мечту: создание Александром Кузиным четкой, годами оттачиваемой программы своего для города, для детей и их родителей театра: театра–дома, театра…–школы!
Теар-дом – ипостась русского репертуарного театра, в котором обязательно, как в любом нормальном доме, есть дети, родители, бабушки и дедушки… Театр, в котором в отношениях между его творцами обязательно главенствуют взаимная ответственность и взаимная забота. Театр-дом, который позволяет максимально точно решать сообща высокие духовные и творческие задачи.
Но этого мало. О нашем ТЮЗе часто говорят, как о театре-школе. О школе открытой и равноценной для всех: для зрителя, актера, режиссера.
Школе формальной, в которой одни – актеры и режиссер – постоянно учатся и совершенствуют свои профессиональные умения и навыки, а другие – зрители – приобщаясь через просмотр спектаклей к этой перманентной учебе творцов, учатся эстетическому восприятию усложненной, духовно и интеллектуально емкой театральной формы.
И театре – школе внутренней, локальной, духовной, в которой каждый (!) – зритель, актер, режиссер – превращается в кудесника собственной личности. А это, согласитесь, актуально в любом возрасте, но особенно важно для юных школяров.
В своей режиссерской программе Александр Кузин осмысляет понятие школы и экстраполирует его на свой театр, конечно же, не в узко-академическом плане, а скорее так, как это сделал бы на его месте любой художник. То есть – универсально. Осмыслили же когда-то Шекспир весь мир театром…

в концепцию театра-дома и театра-школы, реализуемую в ТЮЗе, органично вписывается и один из последних проектов Александра .Кузина – программа работы театра с трудными подростками. Мне как-то даже подумалось, что именно в этом своем проекте Александра Кузин подошел к осуществлению своей мечты вплотную. Однако обо всем по порядку.
Спектакль в постановке ученика Александра Кузина – артиста ТЮЗа Владимира Шелкова – по пьесе Нины Садур «Ехай!», сыгранный 15 декабря на малой сцене ТЮЗа тем, кто его видел, запомниться, наверно, на всю жизнь. И дело не только в том, что артисты играли этот спектакль так, как не играли его еще никогда: с колоссальной самоотдачей, пронзительной напряженностью и трепетом всего своего существа. Но и в том, что зритель у этого спектакля был особенный. Мальчишки и девчонки 13–16 лет в большинстве своем оказались в мягких креслах театра впервые. Непоседливые, в любой момент готовые взорваться шумом, криком и свистами, они странно затихали, когда на промерзшем клочке сцены человек, отчаявшийся в своей неприкаянности и одиночестве, ложил свою голову на рельсы.
У каждого из этих ребят к сокровенной встрече с героем Нины Садур – своя тропинка. Своя, но в то же время такая общая для всех! И, наверно, еще для многих-многих ребят , которых в тот день в театре не было. Неблагополучная семья, улица, жестокая стая сверстников, наркотики… Инициатор работы с ребятами академик РАЕН, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии ЯГПУ Михаил Рожков поделился страшной статистикой: в среднем по России 2 школьника в каждом классе – наркоманы, а половина – пробовала наркотики!
Оказавшись в областном наркологическом центре в г.Переславле эти ребята были приглашены и согласились участвовать в педагогическом эксперименте, проводившемся в организованном администрацией области специализированном лагере «Викинги». 20 дней с ребятами работали психологи и педагоги. И призвали они на помощь не что-нибудь, а великую силу искусства. Методы сказко-терапии и соц-драмы лежали в основе их работы.
А в ТЮЗе тем временем зреет замысел создания программы работы с трудными подростками. Автор проекта – Александр Кузин.
Позволю себе маленькое отступление. В одной из частных бесед критик М.Г.Ваняшова, внимательно следящая за творчеством Александра Кузина с момента его приезда в Ярославль, как, впрочем, и за творчеством ТЮЗа еще с времен его основания (помните, именно ее перу принадлежит буклет «Первое десятилетие Ярославского государственного театра юного зрителя»?) сопоставила Александра Кузина с героем стихотворения Новеллы Матвеевой:
Жил-был пожарный в каске ярко-бронзовой,
Носил, чудак, фиалку на груди.
Ему хотелось ночью ярко-розовой
Кого-нибудь из пламени спасти…
А после прокомментировала, что и Александр Кузин всегда был таким же романтиком, театральным эмчээсовцем, который в своих спектаклях постоянно кого-то спасал. Спасал детские души.
В одном из своих интервью главный режиссер ТЮЗа Александр Кузин когда-то назвал возраст подростка самым сложным зрительским возрастом. Это возраст, когда ребята уже не хотят откликаться на любой театральный импульс, но еще и не в состоянии интеллектуально соответствовать духовным и эстетическим идеям театра. Возраст, когда в сознании ребят особенно силен сформированный массовой культурой «стадный» инстинкт. Который, кстати, по мнению психологов с ИПП нашего вуза, проводивших эксперимент в лагере «Викинги», и является источником большинства бед нашей молодежи.
По замыслу Александра Кузина эта программа работы с подростками предполагает выход театра на проблемы современных подростков через непосредственное общение с ними представителей театра. Возможно, режиссер и артисты будут использовать в этой программе метод «вербати», придуманный некогда их английскими коллегами: слово в слово, с сохранением всех элементов слэнга, записывается речь какой-либо субкультурной группы, в данном случае, подростков, а после с этими текстами работают профессиональные актеры. Итогом подобной работы, а может быть, и просто одной из составляющих ее процесса может стать создание спектакля, синтезирующего глубину духовных проблем сегодняшних подростков с окружающими их реалиями современной жизни. Не случайно к участию в программе привлечен известный современный драматург Михаил Бартенев. (Зрители ТЮЗа видели, кстати, в начале этого года новогоднюю сказку «Снегурушка», поставленную по его пьесе.)
Когда представители театра – главреж ТЮЗа Александр Кузин и его помощник по литературной части Т.Э.Шаликова обратились к члену «Общественного совета «Театр для молодежи» Михаилу Рожкову со своей идеей, у их собеседника вспыхнули глаза. Он рассказал им, насколько близко то, что задумали осуществить они к тому, что он уже делает. Так ребята из лагеря «Викинги» получили возможность посмотреть и отрефлексировать вместе с его творцами тюзовский спектакль. А главный режиссер ТЮЗа обрел еще одного единомышленника, сподвижника на том трудном, но необходимом сегодня и всегда пути, по которому идут те, кому небезразлично, какой вырастет наша молодежь…


> Перекресток одной дороги
> Монолог режиссера







Перекресток одной дороги


Монолог режиссера
  

 



 
  на авАнсцене. Интервью с главным режиссёром  А.С. Кузиным
Акт первый "последние".  Критика. Почеркушки с фестиваля. Крупным планом: Виталий Стужев
антрАкт
свидание с актрисой Таисией Попенко
роман в письмах. Тет-а-тет. Александр Кузин и Таисия Попенко
Акт второй. "Ехай!". Критика. Монолог режиссера спектакля "Ехай!" Владимира Шелкова. По дорогам фестивалей. Театр и подросток.
  Театральный разъезд. Юбилей Эльмиры Капустиной.
  Записки на программках. Об  артисте Иване Баранове.
  Кулуары. Роза Хайруллина об Александре Кузине.
  Интервью экспромтом с артистами "СамАрта" Розой Хайруллиной и Александром Кузиным
  Ностальгия... на страницах выпуска, посвященного событиям сезона 2001-2002 г. вспоминается о премьере сезона 2000-2001 г. и дотюзовское прошлое артиста ТЮЗа Ильи Богатырева.
  Акт будущий. Пространство новой сцены. Мастер и его студенты (выпуск 2002 г.) Критика на спектакли "Мурлин Мурло" и "Панночка"
  Глобус. Франция: письмо Питера Брука. Германия: долгосрочное сотрудничество.
  Монолог у театрального подъезда. Критик Евгений Ермолин.
репертуар на октябрь 2002
анонс
клуб
о проекте


   
  Ольга Орлова

  © При использовании любых материалов сайта ссылка на нАш, только нАш обязательна.

SUPERTOP   дебют издания / интернет версия.   За разъяснениями обращаться...   Powered by...