хорошо и тихо в божьем мире < Акт будущий < нАш, только нАш! 
 
   нАш, только нАш!     

Тень Гоголя | Провёл философ Хома Брут (П. Круговихин) ночку у гроба возлюбленной Панночки (И. Наумкина).. Мистикой потянуло. Вышел на свет Божий. Сидит к зрителю в анфас, не шелохнётся. А рядом, на стене, тень его в профиль -острый нос с горбинкой, узкий лоб… Это же тень Гоголя! Как в кинофильмах Хичкока: ужасы с фирменным знаком.
Темы Садур | Впрочем, ужасов в спектакле мало. По крайней мере, по сравнению с тем, что наворотила в пьесе Садур. Об этом “недостатке” спектакля многие спорят, но предоставим слово драматургу: “В искусстве, безусловно, есть только две темы: взаимоотношения мужчины и женщины и взаимоотношения человека и Бога. Других тем нет. Остальное - сюжеты.” [Труд, 28 марта 2002 г.] Так сказала Нина Николаевна за несколько дней до премьеры.
День Гоголя | Премьера спектакля - День рождения Гоголя. А ещё - международный день смеха…
Что сделал режиссёр? | Он свёл воедино все смыслы. Садур юную, времён написания пьесы, и Садур мудрую, ту, которая есть сейчас. Бездны Гоголя и бури смеха.
“Театр всё время ходит по краешку, по бортику и в бездны заглядывает. В этом его (всякого театра!) природа. Он занимается очень пугающими вещами… И при этом он - весёлое занятие. Как ходить по бортику и оставаться весёлым занятием? - спрашивала когда-то известный театральный критик И. Соловьёва и отвечала, - Чудо. За чудо и любят.” [Петербургский театральный журнал № 20, С. 9] За это в очередной раз явленное чудо любим, наверное, и мы этого режиссера и этих студентов. Этот театр.
Рамка спектакля - монолог С. Виноградова, который с заигрыванием, с хитрецой бросает в зал: “Да сказки все это!!” . А после на сцене резвятся комичные казаки: Явтух (Ю. Круглов), Спирид (С. Василюк), Дорош (С. Шарифуллин). Смачно едят галушки и пьют горилку. Бранятся с несравненной Хвеськой (Т. Мухина). Именно из уст этой веселой компашки мы узнаем о знатной ведьме Панночке и о ее полетах во сне и наяву. Глупые сказки взрослых детей. А что есть на самом деле? Жар юных тел и брачная ночь Духа.
Серия ироничных, радостных и ярких сценок-рамок, в которые помещено основное действо спектакля - борьба любовная Философа Хомы и Ведьмы Панночки и борьбу духовную Хомы с самим собой - превращает самую что ни на есть чертовщину пьесы Садур в глубокую метафору взаимоотношений мужчины и женщины, мужчины и Бога. Взаимоотношений, подчас на самом деле тяжких, слишком уж похожих на скачки между небом и землей...
Впрочем, творцы-затейники, кажется, превратили постановку в метафору своего профессионального кредо. По секрету всему свету: любимый афоризм Александра Сергеевича о театре - “Театр - это все равно что заглянуть в глаза колдуньи”.
Вот такая мудрая притча о любви, о духе, об искусстве.

март 2002 г.
Репортаж с репетиции спектакля по пьесе Н.Н. Садур "Панночка"

На территории Учебного театра, где нашла себе пристанище Мастерская Кузина и его студентов, идет бурная, поглощающая, чреватая взрывами творческих озарений работа.
Ставят спектакль по пьесе Н. Садур "Панночка". Премьера назначена на первое апреля. Дата символичная - день рождения Н.В. Гоголя, по мотивам произведений которого и написала свою пьесу Н. Садур. А А.С. Кузин, в свою очередь, поставил спектакль. Всё логично.
Ан нет. Не все так просто! Есть на этом курсе студентов и у этого педагога традиция: ребята самостоятельно ставят спектакли или отрывки из спектаклей, а мастер лишь потом оттачивает, полирует, доводит до блеска творение своих изобретательных студентов. Так родилось, по крайней мере, три спектакля: "Мурлин Мурло", "Панночка" (кстати, по признанию Александра Сергеевича, без начинания самих ребят он бы "Панночку" никогда не поставил) и готовящийся (уже готовый! дело лишь за декорациями) спектакль по пьесе А. Вампилова "Стечение обстоятельств".
Помните, это как в легенде. Ученик написал портрет, а мастер, одобрив всё, поставил лишь две точки. В глазах. И портрет "заиграл"!
Сам руководитель курса Александр Сергеевич говорит про своих студентов: "Единственное, чему я научил их - это читать, думать и самостоятельно работать. Остальное - от Бога". И перечисленного, конечно, достаточно. Но если Александр Сергеевич не скромничает, то и Господь Бог одарил этих студентов щедро!
Ведь чего они только не умеют! И петь самостоятельно же сочиненные песни (на премьере спектакля "Панночка" зрителю предстоит столкнуться с такой уже мастерски выверенной импровизацией), и плясать, и играть на дудочке, баяне, фортепиано, и... плести корзины, плетни да замысловатые венки из пушистых метёлок камышей, таскать сено из деревни да шить украинские костюмы...
Все декорации и реквизит к спектаклю "Панночка" ребята делают сами. В основу оформления спектакля положен принцип, известный зрителю ТЮЗа по спектаклям на малой сцене: не должно быть никакой бутафории! Всё должно быть реально и достоверно. И вместе с тем, спектакль получается насквозь мистичным. В постановке летает, кружится, готовый, подобно бушующему чувству героев, смести все на своем пути, плетень... "В театре есть много метафор любовных отношений. Мы сейчас пытаемся сочинить еще одну", - сказал режиссер, репетируя с ребятами одну из ключевых сцен спектакля, в которой плетень оказывается столь же равноправным участником действия, как и герои...
Впрочем, не будем пока раскрывать все секреты. А скажем еще пока лишь о том, что спектакль, как, наверно, уже догадался читатель, ставят про ЛЮБОВЬ. Любовь страстную, дикую, страшную, мистическую и... разную. Определений у любви в этом спектакле столько, сколько искорок света и отчаянной глубины во взоре колдуньи Панночки - Ирины Наумкиной и интонаций то лиричных, нежных, то свирепых в голосе влюбленного Философа - Петра Круговихина. А их не счесть. Приходите - убедитесь!









Мастер и его студенты
Апокалипсис

  

 
Н. Садур. “Панночка”. Режиссер-постановщик А. Кузин.
Премьера 1 апреля 2002 г.

 
  на авАнсцене. Интервью с главным режиссёром  А.С. Кузиным
Акт первый "последние".  Критика. Почеркушки с фестиваля. Крупным планом: Виталий Стужев
антрАкт
свидание с актрисой Таисией Попенко
роман в письмах. Тет-а-тет. Александр Кузин и Таисия Попенко
Акт второй. "Ехай!". Критика. Монолог режиссера спектакля "Ехай!" Владимира Шелкова. По дорогам фестивалей. Театр и подросток.
Театральный разъезд. Юбилей Эльмиры Капустиной.
Записки на программках. Об  артисте Иване Баранове.
Кулуары. Роза Хайруллина об Александре Кузине.
Интервью экспромтом с артистами "СамАрта" Розой Хайруллиной и Александром Кузиным
  Ностальгия... на страницах выпуска, посвященного событиям сезона 2001-2002 г. вспоминается о премьере сезона 2000-2001 г. и дотюзовское прошлое артиста ТЮЗа Ильи Богатырева.
Акт будущий. Пространство новой сцены. Мастер и его студенты (выпуск 2002 г.) Критика на спектакли "Мурлин Мурло" и "Панночка"
  Глобус. Франция: письмо Питера Брука. Германия: долгосрочное сотрудничество.
  Монолог у театрального подъезда. Критик Евгений Ермолин.
репертуар на октябрь 2002
анонс
клуб
о проекте


 



 

 
  Ольга ОРЛОВА

  © При использовании любых материалов сайта ссылка на нАш, только нАш обязательна.

SUPERTOP   дебют издания / интернет версия.   За разъяснениями обращаться...   Powered by...