Центр Исследования Хаоса 
 
Пресс-релизы
Центра
Исследования
Хаоса
 
другие публикации
Биеннале архитектуры Ярославский след

→ Журнал Губернский Город о 1 Московской Биеннале архитектуры
июль 2008 г

Биеннале архитектуры: ярославский след

В предыдущем номере журнала мы рассказали о проходящей в Москве Первой биеннале архитектуры, а вернее ее основной программе. Теперь речь пойдет о программе параллельной, представляющей для нас интерес еще и земляческого свойства: в отдельных проектах было особенно приятно встречать имена молодых ярославских архитекторов.

Бывает, города убывают
Одним из самых интересных в параллельной программе биеннале стал частично представленный международный проект-исследование «Убывающие города» (куратор Филипп Освальд). Его цель - анализ «симптомов износа» городов в США, Германии, России и Японии посредством научных методов, создания многослойных карт-схем, графиков, а также через искусство (видео, аудио, фото, визуальное искусство). Последнее осуществляет вчувствование в среду и улавливает локальные, на первый взгляд, мало значащие, но сущностные мотивы. Почему в одних, словно, примагниченных точках собираются люди, ресурсы, а другие пустеют, теряют свое значение и просто исчезают с карты.
В городе Пучеж Ивановской области при строительстве Горьковской ГЭС затопили старый город с церквями и памятниками, и на более высоком месте построили новый, неразрывно связанный с фабрикой. Сегодня город снова переживает утраты: прежнего значения производства, людей, жизни. Точки незначительной пульсации – дом культуры, киоск, праздники, телевизор – представлены в экспозиции, как в кунсткамере, запаянными в колбы, с описаниями, напоминающими диагноз.
В Германии встречаются территории, прозванные «иллюминированными лугами». Там создана инфраструктура, подведены коммуникации, но распределение человеческих потоков и предприятий пошло в обход этих земель. В результате города так и не состоялись. Эти и другие примеры подтверждают: прежние правила городского планирования оказываются несостоятельными.

Города, которые мы придумываем сами
Всегда состоятельными и состоявшимися становятся проекты, инициированные архитектурной мастерской Асадова в рамках фестиваля «Города». Каждый раз это новая территория и новое качество города, которое молодым архитекторам предстоит воплотить образно и конструктивно в архитектурных инсталляциях. «Грод-на-воде» и «Город-на-снегу», «Город детства» и «Город крепость», «Город-на-холмах» и «Город-на-орбите» - те города, которые уже возвел арх-десант фестиваля.
В начале марта этого года фестиваль добрался и до Ярославля, где в Губернаторском парке соорудил «Яргород» с масленичными чучелами, разнообразными ярмарочными и потешными инсталляциями.
Следующий поход молодежных архитектурных команд со всей России – в Крым, где в начале сентября появится «Город Зурбаган» - город мечты, развевающейся как мачта на ветру, среди моря и воспоминаний романтика Александра Грина.
В составе арх-десанта «Городов» есть и ярославские архитекторы объединения «КромбитТраксорм». Сильные на выдумку ребята сооружают свои инсталляции в разных российских городах, на разных территориях: пляже и площади, фабрике и улице, в музее и витрине магазина. Делают подарки и своему городу. Традиционно в День города Ярославля, в Тверицах, организуют альтернативное празднование – созидательное и увлекательное.

Ноев ковчег как современное плавсредство
Кураторы фестиваля ландшафтных объектов «АрхСтояние», который пройдет в деревне Никола-Ленивец, решили сознательно «убыть» мир до одного плота - экологичного плавучего дома, которому, как библейскому Ноеву ковчегу, будут не страшны никакие природные катаклизмы.
В экспозиции биеннале представлены макеты спроектированных художниками и архитекторами  временных плавучих домов-пристанищ, а их воплощенным в реальность собратьям предстоит этим летом проплыть по реке Угре и занять место в знаменитом музее под открытым небом, созданным как творческая территория-лаборатория современным художником Николаем Полисским.

Семён Расторгуев: в Венеции все по-другому
Выпускник кафедры «Архитектура» Ярославского технического университета, соавтор талантливого студенческого трио «ШтоРаМагов», Семен Расторгуев в отличие от Москвы - не дебютант престижной архитектурной выставки. В 2004 вместе с Сергеем Штокало и Алексеем Магаем он принимал участие в самом престижном международном архитектурном форуме – IX биеннале архитектуры в Венеции, где они представили свое видение венецианских водных просторов в проекте «Интервенция в лагуну».
Сегодня Семен – архитектор авторитетного московского бюро «Меганом» и участник архитектурных конкурсов. Проект, представленный им на конкурс автономного дома, можно было увидеть в параллельной программе биеннале.
Проект автономного или самодостаточного дома – это по существу проект дачи XXI века. По мысли инициаторов конкурса в ее создании может участвовать не только самодеятельное народное сознание, но и пытливый гений архитектора, предлагающий новые модели этого важного в российской действительности объекта.
Дача как способ вырваться из города на природу должна быть свободна от инфраструктуры и внешних источников электроэнергии, газоснабжения, канализации, а ее вписанность в ландшафт определена задачами строительства безвредных для окружающей среды «зелёных» домов.
В версии Расторгуева это «дом-ежик», иголки которого и есть те заветные стержни автономности, отвечающие за обеспеченность водой, электричеством – всем, что может понадобиться современному дачнику. И только в зимнее время, когда дача пустеет, «еж» прячет свои «иголки» - стержни возобновляемых ресурсов убираются на хранение внутрь дачи.

Комментарий Семёна Расторгуева о прошедшей в Москве первой биеннале архитектуры
«В ЦДХ сконцентрированы в основном коммерческие проекты. А некоммерческая часть - исключительно снаружи. Даже кураторский проект Барта Голдхоорна Международный павильон.
Отличие нашей архбиеннале от венецианской проявилось в том, что куратор отдельно, организаторы - сами по себе. С одной стороны, архитектура как искусство, с другой, архитектура как девелопмент/строительство, и они не пересекаются. Концептуальные проекты не строят, а то, что строят, зачастую можно спроектировать и без архитектора. На выставке есть проекты, где подписан заказчик, инвестор, но не архитектор.
Встречаются случаи клонирования: есть всем известный сэр Норман Фостер, который спроектировал башню Федерации и дом Апельсин (кстати, на месте ЦДХ), а на Арх-Москве неожиданно обнаружились проекты, представляющие укороченную башню и половинку Апельсина, и это совершенно другие дома, в другом месте и подписаны архфирмой BRT RUS. Такой вот получается Форман Ностер.
Оказывается, выставку можно организовать небольшими затратами. И при этом она будет выглядеть чище и профессиональнее. К таким выставкам можно отнести Международный павильон и выставку «Персимфанс» в Музее архитектуры им. Щусева. Созданные из фанеры, они меньше похожи на шоу, и автоматически отсеивают тех, кому не интересна собственно архитектура.
Выставка «Персимфанс» (проектированием и реализацией которой я занимался вместе с Ю. Григоряном и А. Бродским) - выставка бумажной архитектуры. В полуразрушенном корпусе МуАра стоят макеты и инсталляции 12 архитекторов, отвечающих на вопрос "Как жить". Без дополнительных комментариев, просто формой: от бумажного макета до телевизора. В итоге получилось больше всего похоже на выставку в Арсенале Венеции.
Были проекты, не совсем состоявшиеся. От выставки-конкурса «Дом-Автоном», которая происходила в ЦДХ под прикрытием спонсора и на которой не подвели окончательные итоги, поскольку не приехал обещанный ранее Норман Фостер. До выставки футуристической архитектуры ЦИХа («Центр исследования хаоса»), которая делалась нами по просьбе Барта Голдхоорна и ввиду бедственного положения самого Гоолдхорна прошла в результате виртуально .

Материал подготовили Юлия Кривцова и Сергей Кремнев

«Губернский город» июль 2008 г
   

  антенна
пресс-релизы ЦИХа
 
 
 
ЦИХ работает с 28 августа 2005 года по адресу cih.ru
рекламный  
щит >
advertisment
губернский город
на сайте ЦИХ.ру
 
 
Центр
Исследования
Хаоса
см. также:
реликтовый ЦИХ
редакция ЦИХа
блог  
ra@cih.ru  
radesign © 2008, архдиректор: Семён Расторгуев
редактор: Ольга Орлова
ЦИХ.ру © 2005—2008 CONTACTS

трансформируемая конструкция.