Центр Исследования Хаоса 
 
Пресс-релизы
Центра
Исследования
Хаоса
 
другие публикации
Антикондиционализм  


→ В журнале «ЭкА» опубликовано интервью автора проекта «Антикондиционализм»
журнал «ЭкА», апрель 2009

Семен, несколько лет назад вы выиграли международный конкурс «Атлас архитектуры будущего», как архитектор-футуролог представляли Россию на XXI Международном конгрессе архитекторов в Берлине. Каким вам представляется архитектурное будущее Москвы?
У столицы масса проблем не архитектурного толка. Главная из них — транспортная. Но в основе ее, скорее, какой-то социоментальный архетип центростремительности: жителей страны в Москву, москвичей и приезжих в ее центр. Город построен так, что все его дороги стягиваются к Кремлю. Здесь центростремительное движение разбивается о неприступный айсберг власти, вызывая заторы и пробки. Дальнейшее развитие радиальной градостроительной системы бессмысленно. Единственное решение, если следовать этой ущербной градостроительной логике, — создать огромную площадь с подземными паркингами вокруг Кремля, что отчасти уже происходит (снос и «восстановление» гостиниц «Москва» и, предположительно, «Россия»). При том что частотность дорог в Москве невероятно мала (много непроницаемых кварталов), на космических снимках видно, что места в городе по сравнению с европейскими столицами они занимают много. Хотя наибольшие участки — это не автострады, а ж/д полотно.
Мы с Ильей Вознесенским говорили про Площадь трех вокзалов как один из самых проблемных пространственных узлов.
Да, здесь он сопоставим с территорией всего Кремля и Красной площади — кульминационных для градостроительного сценария Москвы. Собственно, в преддверии транспортного коллапса для нее насущны децентрализация (вынос административной функции из Кремля, офисной — за Садовое кольцо) плюс развитие внутригородского воздушного транспорта. Одной из наиболее прогрессивных урбанистических форм в мире сейчас признаны так называемые «аэрополисы»: аэропорт в таком городе расположен в центре, проблема транспортной доступности снимается. У нас же на то, чтобы добраться до аэропорта, времени можно потратить больше, чем на авиа перелет за рубеж.
Вы предлагаете устроить аэропорт в центре Москвы?
У нас в ЦИХе был футуристический проект подземного аэропорта с залетом в виде замочной скважины как раз для Площади трех вокзалов. Конструкция предполагала установку электромагнитных направителей: самолету достаточно подлететь в пеленг-поле и его автоматически по жестко заданной траектории затягивало внутрь. Кстати, идея подземного аэропорта в основе своей экологична, направлена на уменьшение выхлопов в атмосферу. Так как наиболее опасные газы выбрасываются при взлете и посадке, они не будут растворяться в воздухе, как бывает в случае открытых взлетных полос, а будут засасываться и фильтроваться системой вентиляции.
Вы также автор парадоксальной идеи экологических небоскребов. Как такое вообще возможно? В прошлом номере ЭКА мы публиковали статью Квинлана Терри, утверждающего прямо противоположное: небоскребы — экологические катастрофы.
Всегда возможен ход от противного: раз эти монстры антиэкологичны по определению, надо использовать их для самых вредоносных по отношению к природе и человеку функций. Например, у нас когда-то в ЦИХе была идея строительства индустриальной башни за пределами Москвы, куда можно было бы вынести все городское производство. Такая конденсация фабрик и заводов позволила бы замкнуть производственный цикл и сделать его более экологичным: отходы одних процессов — служили бы сырьем для других. При повышении высотности растет энергоэффективность солнечных батарей, поэтому здесь высота оправдывалась бы покрытием энергозатрат. Так как будущее за автоматизацией, присутствие людей было бы там минимальным — контролирующим, следовательно, проблемы с пробками исключены. Собственно реализация проекта плюс перевод автомашин на водородное топливо, — и атмосфера Москвы спасена. Сколь ни фантастично строительство этого объекта на далекой периферии столицы, попытка возведения офисного акселерата башни Россия в ее центре — более абсурдна.
Ваше первое обращение к вертикальным структурам в архитектуре также было связано с экологией?
Это был проект городов-стержней, один из них в будущем мог бы появиться на месте Москвы. Но это при худшем развитии событий — случившейся эко-катастрофе, когда человечеству не останется ничего, кроме как изолироваться от взбунтовавшейся на грани уничтожения природы, и предоставить планету самой себе для регенерации. Города-стержни будут удерживаться в равновесии с помощью центробежной силы вращения Земли. Энергетическая система — солнечные батареи и термоядерные источники. Все загрязняющие технологии будут вынесены за пределы атмосферы.
Это вариант дезурбанизации, но не за счет исчезновения мегаполисов — от них при растущей численности населения планеты уже никуда не деться, — а за счет уменьшения соприкосновения городской ткани с массивами нетронутой природы. Я не настолько, как Илья Вознесенский, уверен в возможности упразднения городских агломераций, но если они неизбежны, пусть, по крайней мере, будут компактны. Проект одноименен концепции Антикондиционализма, в рамках которой он возник.
В чем суть этой концепции?
Anti — от греч. «против», conditions — англ. «условия». Придуманное нами когда-то футуристическое направление, опровергающее абсолютизацию комфорта, упорядоченности и логики как основ современной цивилизации. Человек слишком долго эксплуатировал идею своего господства. Если в основе традиционной архитектуры — человек, то архитектура антикондиционализма в центр перемещает природу, при проектировании учитываются потребности не только человека, но и других ее обитателей, в целом биосферы. Это архитектура экобаланса.

Семен Расторгуев, архитектор бюро «Проект Меганом», основатель портала cih.ru / ЦИХ — Центр исследования хаоса: Архитектура и Энтропия.

интервью: Ольга Орлова
интервью с Ильёй Вознесенским читайте в журнале «ЭкА»

журнал ЭкА


  антенна
пресс-релизы ЦИХа
 
 
 
ЦИХ работает с 28 августа 2005 года по адресу cih.ru
рекламный  
щит >
advertisment
сайт ec-a.ru
на сайте ЦИХ.ру
 
 
Центр
Исследования
Хаоса
см. также:
реликтовый ЦИХ
редакция ЦИХа
блог  
ra@cih.ru  
radesign © 2009, архдиректор: Семён Расторгуев
редактор: Ольга Орлова
ЦИХ.ру © 2005—2009 CONTACTS

трансформируемая конструкция.