Хаос и космос: Внеземные поселения будущего 2016 — 2147
 
in English: Chaos and Space:
Extraterrestrial settlement of the future
2016 — 2147
Центр Исследования Хаоса
 


Звездные фильмы: проблемы и решения   Евгений Савойский




Пролог

Новости гласят: "«Звездные войны» установили рекорд по скорости кассовых сборов" (http://lenta.ru/news/2015/12/27/star/) Однако кассовые сборы не единственный критерий значимости фильма. В научно-фантастических произведениях авторы создают ситуации будущего для лучшего понимания настоящего и прошлого. От того, каким образом прошлое и настоящее отражаются в будущем, от того, что берется в будущее, а что отрицается, зависит характер творческих моделей развития человечества.

Можно предложить определенную альтернативу "Звездным войнам", а также некоторым классическим фантастическим работам («Гаттака», «Терминатор», «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Луна 2112»), - в виде искусственно собранного из фондов научно-фантастического кинематографа художественного кинотриптиха, заставляющего задуматься о космическом будущем в несколько ином ключе.

Фаза первая: Трансформация

Если на экране действие сюжета разворачивается в будущем, зритель, как правило, уже ожидает погружения в атмосферу усложняющихся экологических, научно-технических, социально-этических проблем.
Конечно, без наличия некой проблемы, требующей решения, не было бы сюжета, и здесь важно так выбрать проблему и ее решение, чтобы в прогрессивном развитии появлялись новые проблемы и решения, и т.д.

Фильм "Красная планета", снятый в 2000-м году, рассказывает историю недалекого будущего (2056 год). Жизнь на Земле исчезает в результате экологического загрязнения. Человечество бомбардирует Марс водорослями с целью создания атмосферы. Но совершенно неожиданно планета начинает возвращаться в состояние красной пустыни. Люди отправляют команду астронавтов для выяснения причин.

Пережив крушение и потеряв двоих участников, оставшиеся в живых с изумлением узнают, что кислород на планете присутствует несмотря на видимое отсутствие водорослей. В попытках выбраться с планеты, они выясняют, что Марс колонизирован насекомыми, появившимися в результате распространения их новой пищи, завезенной с земли. Двое выживших членов экипажа летят на Землю с хорошими новостями о готовности «красной планеты» встречать колонистов и даже более: возможностью очистить атмосферу землю с помощью инопланетных жуков.

Фильм наполнен идеями трансформации, происходящей скорее незаметно и всегда удивляющей временем своего появления. Месседж его создателей: будьте готовы меняться, соединять этику и научно-технический прогресс, для недопущения повторения ситуации с Землей. Отбросив старые представления, опирающиеся на поверхностные суждения, человечество может больше, чем может себе представить.


Фаза вторая: Исход

Очень необычный авторский фильм Вернера Херцога «Далекая Синяя Высь» в неспешном ритме повествует, на первый взгляд, о контакте землян с обитателями одноименной планеты. Прибыв в середине XX века и тщательно замаскировавшись, инопланетяне наблюдают за обнаружением земными учеными координат их родной планеты. Запустив космическую экспедицию по сложной математической траектории (для ускорения полета), земляне не смогли установить контакт с населением, в виду большого различия. Вернувшись на Землю, они обнаружили, что вместо 15 лет они отсутствовали 820 по земным срокам. За время их прибытия человечество успело развиться до этапа, заключающего в себе полный исход со своей Родины. Земля во времена вернувшихся космонавтов оказалась лишь национальным парком, очистившимся от следов деятельности человечества.


Фаза третья: Трансценденция

Сложным понятием «трансценденция» называют переход на принципиально другой уровень. Это словно наилучший способ выражения финала фильма «Космическая одиссея 2001». Победив в схватке с Искусственным Интеллектом, символизирующим человеческое наследие в виде жесткой формальной логики, лжи и милитаризма (здесь ИИ оказался более «человеческим» в негативном смысле, чем космонавты), чудом уцелевший Дэйв Боумэн, достигая третьего монолита, символизирующего третий этап развития человечества, превращается в невероятное космическое дитя, прекращая быть человеком.


Эпилог

Любой фильм ставит вопросы, однако важно, какого они масштаба -это мелкотемье, либо вопросы, требующие ключевых прогрессивных ответов? Любой фильм явно или не явно обещает разрешать накапливающиеся противоречия, но всегда ли это происходит? Имеется иерархия проблем и решений, и тот фильм велик, который принимает и понимает эту иерархию. А если не хватает сюжета одного фильма, давайте со(по)ставлять их (см. выше).

Будущее не должно быть обязательно беспощадным к человечеству. Будущее может быть вызовом, который необходимо преодолеть, будущее – как надежда на то, что пройдя через все сложности и изменения, мы переместимся на такой уровень развития сознания, который пока не видим невооруженным взглядом, а лишь угадывается очертаниями в мировоззренческие телескопы мира, в т.ч. в кино.


Дальше / Next   →

Галерея работ и проектов

© 20162147, проект «Хаос и космос: Внеземные поселения будущего»

 

 
блог  
ra@cih.ru  
Общественные акции Общественные акции
  twitter
Центр
Исследования
Хаоса
Журнал