Ревитализация стадиона «Спартаковец»

Ревитализация стадиона «Спартаковец» в историческом центре г. Ярославль / архитектурная группа prøPolis : Цуканов Станислав, Туник Дмитрий, Рольман Лора, Фишерова Мирка / Россия, Чехия: Москва — Прага

Ревитализация стадиона «Спартаковец» в историческом центре г. Ярославль / архитектурная группа prøPolis

Пояснительня записка к проекту ревитализации стадиона «Спартаковец» в историческом центре г. Ярославль. (арх. группа prøPolis)

Здание музея представляет собой объект, почти полностью занимающий объем чаши существующего стадиона Спартаковец.Входы в здание расположены на уровне спортивных площадок (абсолютная отметка +94,5 метров), отметка эксплуатируемой кровли +100,6 метров, таким образом высота здания не превышает 6,1 метров, а следовательно не выступает над наивысшей точкой склона оврага. Архитектура здания формирует новый ландшафт места, а точнее возвращает месту его исходный образ канала, водяного рва, зеленого оврага. Не возвышаться над оврагом было сознательным решением, продиктованным желанием оставить это место открытым «полем» с доминантами в виде расположенных по периметру храмов. При движении по бульвару Мира или Почтовой улице комплекс музея видится как зеленое плато, городской парк, прорезанный оврагами. Зеленая полоса так же служит пешеходным ответвлением от бульвара Мира, имея ту же ширину (около 80 метров) является звеном маршрута Советская площадь – Даманский остров, где расположен парк.

Ревитализация стадиона «Спартаковец» в историческом центре г. Ярославль / архитектурная группа prøPolis / 2

Центральная часть всего комплекса – пешеходная прямая «дорога-овраг» . На севере она начитается от аллеи бульвара Мира, на которой расположен Вечный огонь, замыкающий перспективу дороги. Движение на юг происходит при плавном понижении уровня дороги, завершается «расширением оврага» — треугольной в плане площадью с перспективой на храм Спаса на Городу. Храм является по сути одной из сторон новой площади, ее главным композиционным элементов. Здесь расположен главный вход в музей, вписанный в один из «склонов оврага» — наклоненных под углом 45 градусов стен комплекса музея. 

Таким образом возникает два уровня объекта, два его измерения: зеленое поле, видимое с севера, запада, и востока, служит в летнее время местом отдыха, созерцания окружающих видов, местом досуга студентов близлежащей Медицинской Академии и работников соседних офисов, а так же местом уединений, так как пространство расположено выше мимоидущих пешеходов и удалено от проезжих частей, при этом имеет разрывы, комфортные для психологической изоляции различных групп друг от друга. Второй уровень – транзитный, имеет твердое покрытие — крашенный в массе бетон, покрывающий склоны и «дно оврагов»: главной и второстепенных пешеходных дорожек, которые

образованы на новых пешеходных направлениях, местами притяжения. Одно из таких мест притяжения – церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе. Большой и маленькие овраги разрывают зелень поверхности, создают эффектный рисунок зеленых островов. Вдоль главного пешеходного пути беленые склоны трансформированы террасами с шагом 50 см в высоту и ширину. Террасы покрыты беленой доской, получается ряд трибун, ментальное наследство стадиона «Спартаковец». На площади террасы покрывают все наклонные стены слева и справа, площадь получает не только материальные границы, но и функциональное оформление своей территории, возникает амфитеатр. В некоторых местах ряд террас учащается, образуя ступени для связи верхнего «зеленого» и нижнего пространства. Функции новой площади различны: от места сбора для похода в музей, до открытых концертов и ярмарок, призвана стать еще одним местом социальной активности горожан. Трибуны обращены друг к другу, создавая условия для коммуникаций людей.

В некоторых местах соединения двух уровней образуются «щели» и зазоры, «выпадают» грани, такие места заполняются стеклом для освещения внутреннего пространства музея. Разный материал является знаком, информирующим зрителя о разных функциях комплекса, при этом цветовое решение является нейтральным к окружению. Белый шероховатый бетон — реплика белокаменных стен окружающих храмов, дерево и стекло – традиционные материалы, при этом выступающие под слоем грунта белые поверхности напоминают археологические раскопки, обнажаются приземистые, традиционные формы. Если не брать во внимание внутренний объем музея, в целом «история» места характерна: образуется пешеходное пространство на месте бывших городских укреплений, что является распространенным явлением в городах Европы. Комплекс музея – объект ландшафтный, спроектирован в соответствии с «Венецианской хартией — Международной хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», что актуально для территории – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание музея площадью более 8 200 метров имеет 2 входа для посетителей: главный – со стороны площади в левое крыло здания, и вход в лекционный вестибюль с противоположной стороны. Из главного вестибюля посетитель, пройдя через фойе с буфетом и книжно-сувенирным магазином, попадает в первый зал постоянной экспозиции. Таких залов три, они делят постоянную

экспозицию на тематические и временные блоки. Второй зал отделен от общего пространства выставки дверями, не имеет естественного освещения, и предназначен для аудио-визуальных экспозиций, демонстрации видео материалов, небольших панорам на тему истории и культуры Ярославля. Движение по музею происходит по часовой стрелке, из 3-го зала посетители через галерею попадают обратно в фойе и главный вестибюль или переходят в зал временной экспозиции, а за тем в лекционный зал. Другой режим работы – это посещение только лекционного зала или лекционного зала и зала временных выставок, в зависимости от проводимых мероприятий, в таком случае используется меньший по площади второй вестибюль в правом крыле здания. Главный вестибюль и фойе общедоступно, билетный контроль происходит только при входе в зал экспозиции, буфет-кафе и магазин работают для сторонних посетителей.

Зал временных выставок предназначен для периодических выставок из запасников музея, для выставок из собраний других музеев, в том числе художественных. Этот блок музея может стать хорошей площадкой для выставок современного искусства. В теплое время года продолжение (или начало) выставки может происходить непосредственно на площади перед зданием, становиться событием и украшением городской среды. Расположение окон в музее таково, что в экспозиционных залах (где есть естественное освещение) они находятся выше уровня горизонта, помещения наполняются рассеянным светом сверху благодаря широким оконным жалюзям, отражающим солнечный свет равномерно внутрь пространства. Принцип верхнего света, т.е. отсутствие визуального контакта с окружением и светлые поверхности стен, пола, потолка заставляют зрителя сконцентрироваться на экспонатах, на получаемой информации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *