проект:   cih.ru / архи.всё -> архи . бионика
   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ И ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ АРХИТЕКТУРНО-ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
Строительство
 

Периодичность использования кочевниками палаток отразилась и на их функциональной стороне. Подобно юрте они были сборно-разборными и красочно украшались внутри и снаружи, но уже не имели относительно сложных войлочных стенок и крыш, деревянных решетчатых каркасов.
Разновидности палаток степей Азии породили один из типов сооружений кочевой мобильной архитектуры, часто огромной вместимости, которые и сегодня поражают нас своей продуманностью и красотой.
Особенности ведения хозяйства и природные условия повлияли на планировку поселений и на систему расселения кочевых народов. У кочевников степи с древ-.нейших времен определилась родовая система поселения, которая была продиктована природными условиями выпаса скота. Размеры поселения зависели от природно-климатических условий — чем они благоприятнее, тем больше поселение.
До XII в. у многих кочевников Центральной Азии существовал куренной способ кочевания (слово "курень" произошло от "хуре" - круг, кольцо). Курень представлял стойбище из юрт, расставленных по кругу. Внешне — это комплекс из нескольких тысяч сборно-разборных сооружений с четкой функционально организованной планировочной структурой. В середине размещалась юрта предводителя. Построение можно, видимо, связывать с культом солнца, древнейшим символом которого был круг с точкой в центре. По этой же схеме планировали и внутреннее помещение юрт — очаг всегда в центре юрты. Со временем кочевание куренями прекратилось, однако основной принцип куреня — расположение построек по кругу — не исчез. Природно-климатические условия и система государственной организации кочевых образований выработала на территории Центральной Азии два вида ставок: кочевые временные ставки, возникавшие во время завоевательных походов или во время летних перекочевок, и стационарные ставки, служившие столицами и монастырями, крепостями, торговыми поселениями, образовавшимися в результате сосредоточения ремесленников, торговцев, пленников, семей воинов. Этим объясняется тот факт, что у кочевых монгольских народов в XIII в. наряду со стационарными городами, застроенными капитальными каменными, кирпичными и деревянными зданиями жилого, общественного и производственного назначения (например, Каракорум), существовали кочевые города, состоящие из переносных сборно-разборных сооружений (например. Золотая Орда) .
Сооружения кочевой архитектуры перемещаются в пространстве, полностью сохраняя свою определенную планировочную структуру и облик на каждом новом месте.

сканируется...
Рис. 33. Сборно-разборные монгольские палатки

рис. 34. Схема развития архитектуры кочевых и оседлых народов

Кочевые города — уникальное явление во всемирной истории архитектуры. Приемы планировки населенных пунктов кочевников Азии также во многом соответствуют бионическим принципам, т.е. законам пространственной взаимосвязи в живой природе, ее отдельных элементов, заполнения пространства по вертикали и горизонтали, сочетания форм разного размеpa, ритма и т.д.

сканируется...
Рис. 35. Природа и особенности формирования орнамента у кочевников

Например, кочевые монгольские станы располагались по кругу — прием, наиболее рациональный и удобный по отношению к природным условиям степи. Каждое сооружение устанавливалось с учетом рельефа, направления господствующих ветров и инсоляции, освещения, влажности и других естественных факторов, образуя, как в природе, единый организм. Недаром размах и сложность строительства кочевых и стационарных городов в Монгольской империи XIII в. вызвали необходимость учреждения должности главного зодчего, который имел специальные знания и был наделен особыми полномочиями.
Кочевая и стационарная архитектура, рожденная в недрах природно-климатических условий степей Центральной и Средней Азии, была бы невыразительна и неполноценна, если ее рассматривать в отрыве от смежных искусств, где связь с природой нашла философско-оимволическое осмысление.
Декоративно-прикладное искусство кочевников наиболее органичное и полное выражение нашло в народном зодчестве, особенно в украшении жилища. В декоративно-прикладном творчестве кочевников акцент делается на орнаменте - наиболее сложившейся и яркой форме проявления художественного вкуса народов, рожденного конкретным природным окружением (рис. 35).
У кочевых скотоводческих народов Центральной Азии в декоративно-прикладном искусстве ведущее место занимают художественные изделия из животного сырья — шерсти, шкур, кожи, кости и т.д. У земледельческих оседлых народов преобладала выделка
изделий из растительного сырья, поэтому изобразительное искусство здесь нашло наиболее яркое выражение в развитии растительного орнамента.
Развитие орнаментальных мотивов в декоративно-прикладном искусстве шло поначалу относительно одинаково у всех кочевых народов. Об этом говорят графические изображения фантастических существ, стилизованных фигур, символических знаков, сохранившихся со времен поклонения силам природы — солнцу, воде, грому, молнии и т.д.
Однако с развитием общества каждый из кочевых народов, имеющих одинаковый хозяйственный уклад жизни, но свои конкретные природно-климатические условия, этнический состав, местные строительные материалы и, самое главное, исторически сложившийся психический склад и традиции, идет самобытным путем.
Зооморфный и растительный орнаменты, так же как и геометрический, имевшие широкое распространение в прикладном искусстве монгольских и тюркских народов, применялись и в архитектуре.
Кочевая юрта, дворец или храм поражали обилием орнаментальной росписи интерьера, причем с определенной закономерностью расположения орнамента, строгим соблюдением тектоники и цветовых сочетаний.
Одна из специфических особенностей орнамента кочевых монгольских и тюркских народов — цвет. Он вызывает символическую и философскую ассоциацию у кочевника, который хорошо знает роль цвета. Поэтому характерной особенностью орнамента, применяемого в монгольской архитектуре, является чистота, яркость и богатый спектр тонов, от самых светлых через нейтральные до самых темных. Благодаря такому сочетанию тонов, постепенному переходу от светлого к более темному рисунок орнамента производит впечатление объемного.
В настоящее время в мире интерес, проявляемый к вопросам мобильности, трансформации архитектурного пространства, дизайна,все время возрастает. Проблема освоения творческого наследия прошлого является все более важным условием создания мобильной архитектуры,

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ - "БИОТЕКТОН"

Развитие градостроительства свидетельствует о росте объемов возведения высотных зданий и сооружений в общей тенденции повышения этажности зданий современных городов. Эта тенденция требует поиска новых принципов формообразования высотных зданий башенного типа (вертикальных структур), создания прогрессивных конструкций и эффективных строительных материалов, отвечающих организации экологически здоровой и эстетически полноценной среды существования человека, а также требованиям рационального использования технических средств и экономии застраиваемых городских территорий.
Рассмотрение формирования городов — идеального города Витрувия и Филорета, "города-солнца" Компа-неллы и "города без стен" Леду, фаланстера Фурье и метрополии Кабе, "города-сада" Говарда и города будущего Сант'Элиа, "тотального города" Бернара, а также создания домов-комплексов Г. Градова, домов-башен И. Гунста, К. Пчельникова, А. Иконникова, группы НЭР, динамических образований В. Локтева, взвешенной архитектуры Г. Борисовского и многих других — позволяет проследить тенденции вертикального пространственного градостроительства.
Теоретические концепции проблем "вертикального развития", в частности расчеты Вальтера Гропиуса и "принципы современного градостроительства" Ле

Корбюзье, проектные разработки братьев Весниных, А. Кринского, И. Леонидова, Г. Крутикова, Н. Ладов-ского, Э. Лисицкого, Л. Мис ван дер роэ, Э. Сааринена, Б. Гольдберга, Ф. Кана явились основополагающим этапом пространственного градостроительства, т.е. развития городов не только вширь, но и по вертикали.
В области архитектурного прогнозирования футу-рологические поиски Ф. Отто, Квормби, Фридмана и других направлены на разработку такой структурной организации искусственной среды, которая обеспечивала бы пространственную гибкость и функциональный динамизм конструктивных систем.


  . страницы:
1  10
2 11
3 12
4 13
5 14
6 15
7 16
8 17
9  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
A.S.P. — концепции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 


    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.