проект:   cih.ru / архи.всё -> архи . бионика
   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ И ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ АРХИТЕКТУРНО-ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
Строительство
 

Желание исследовать, т.е. полностью представить себе положительные и отрицательные аспекты проблемы, и желание придать индивидуальный характер Белграду — все это лежит в основе данного размышления и представляемого проекта.
Мобильная архитектура. Максимальный потенциал человеческой энергии с использованием последних достижений человеческих познаний в течение веков от Гуран Аби до Ле Корбюзье весьма часто вкладывался в интерпретацию храма. В результате все историческое творческое воображение и инженерное искусство достигало своей вершины в архитектуре храмов.
Сегодня мы пытаемся создать дом, соответствующий определенному состоянию духа, в котором должен найти воплощение максимальный потенциал инженерного искусства и творческого воображения. Когда-то пространственная истина архитектуры, скажем, купол Брунеллеско, была последним словом своего времени. Сегодня другая пространственная истина архитектуры, возможно капелла Роншан Ле Корбюзье, является последним словом архитектурно-художественного творчества: архитектура здесь отказалась шагать вместе с инженерной истиной, которая вздымается к звездам.
Конечно, это разногласие не следует понимать как специфический недостаток архитектуры. Заключенная внутри себя архитектурная логика в своей системе мышления потеряла реальный контакт с развитием других профессий, необходимый для создания симбиоза—с техникой машины. Последняя как независимая отрасль, наоборот, получила фантастическое развитие. В этом взаимоотношении между самоуверенной пространственной архитектурной истиной (с ее совершенным овладением пространством) и инженерной истиной (с ее сложным реестром механических достижений — движения, плавания, ныряния, взлета, текучести) имеется существенное расхождение в результатах. Окаменелая и конкретизированная истина архитектуры тащится за мобильной истиной машин.
Некогда энергия, полученная посредством применения соответствующей машины, была основой существования и прогресса нашей цивилизации, и сейчас нет причин нам отказываться от использования той же самой энергии при создании архитектурных проектов. Синтезируя энергию и архитектуру, мы привносим кинетическое качество в статическое существование архитектуры: архитектура становится мобильной. Безжизненная материя здания начинает пульсировать жизнью биологического организма, жизнью человека. Мобильная архитектура удовлетворяет умственные и физиологические потребности человека с его микрокосмосом, открывает для него макрокосмос Солнца или звезд, ночи или'дня, сливая его с природой. Архитектура

сканируется...
Рис. 47. Город-случайность. Югославские архитектурные конкурсы. Городской центр южного Загреба, 1971 г. Архит. А Мутнякович. Общий вид; генплан центра

становится доступной и приспособленной к индивидуальным запросам ее потребителя.
Такую архитектуру, учитывая широкий диапазон нынешней цивилизации, можно создать сейчас. Логическим поводом для этого будут визуальные исследования кинетического искусства; это соответствие не случайно, оно глубоко логично по существу проблемы, "Мобильный цветок" ламела защищает внутреннюю микросреду, открывая интерьер вселенной. Пространственные и композиционные вариации от закрытой до едва открытой ламины и через ряд переходных этапов к широко открытому кольцу могут доставить радость. Дом-ламела сделан по аналогии со структурной логикой крыльев аэроплана. Обивка из нержавеющей стали была не только следствием этой аналогии, но и результатом проектной идеи. Элементы дома-ламела двигаются при помощи стандартных пневматических приводов.
Таким образом, поиск потерянного симбиоза инженерного искусства и проектного воображения дал удивительный результат. Примером такой мобильности архитектуры служит, например, конкурсный проект современного собора Св. Петра (рис. 48}.
Мобильный дом (дом + мобильность = "домобиль").
Квартира не является автомобилем. Однако такое возражение по своей сути равноценно высказываемому ранее предположению, что невозможно сконструировать летающую машину.
Но давайте предположим, что квартира является автомобилем. Сущность этой идентификации заключается в подчинении производства и эксплуатации квартир законам, присущим механизмам. В производстве — это обязательность индустриальной автоматизации; в эксплуатации квартир — способность реагировать на команды человека в соответствии с заданной программой и сознательными его действиями; в экономике — возможность гигантской серийности как основы экономического эффекта.

Такую программу действия невозможно представить в общепринятых рамках жилой архитектуры.
Эксплуатацию типовых жилых комплексов можно допускать только в очень маленьких сериях, иначе поселения обретут утомительное однообразие и квартиры будут вызывать у жильцов отвращение; в производстве необходим поиск разнообразия, поскольку при малосерийное™ замысел остается ремесленным по своему характеру; экономика же страдает от низкой производительности труда, отражающейся на высокой стоимости жилищного строительства.
Примитивное понимание архитектуры как индивидуализированной формы статического характера является почти единственной формой ее существования сейчас. Идея, логичная в прошлом, сегодня стала анахронизмом. Статический характер, обозначающий долговременную идентичность в способе использования и в визуальном восприятии, должен был предопределять создание индивидуализированной формы. Эта глубоко гуманная концепция находится в настоящее время в

сканируется...
Рис. 48. Мобильная архитектура ("домобиль": дом + мобильность). Югославский архитектурный конкурс на современный собор Св. Петра. Сплит, 1970 г. Архит. А Мутнякович. План кровли; план; разрез; общий вид с раскрытой кровлей
1 — дарохранительница; 2 — место для причастия; 3 — амвон; 4 — алтарь; 5 — кре-щальня; 6 - исповедальня; 7 — сакристия

противоречии с логикой индустриального строительства.
Аналогичный тупик был успешно преодолен производством в ряде других областей хозяйства: устойчивое производство десяти миллионов автомобилей в год в целом удовлетворило современные потребности.
Такое огромное серийное производство не уничтожает творческий потенциал человека, наоборот, оно даже его стимулирует, так как налаженное производство позволяет периодически изменять форму автомобилей.
Рассмотрение жилища в этом аспекте приводит нас

к выводу, что вместо того, чтобы удовлетворять человека огромным числом пластических и функциональных решений индивидуальных статических квартир, можно достигнуть соответствующего или даже большего удовлетворения небольшим числом решений динамичных квартир, которые посредством управления могут принимать различные функциональные и пластические формы и состояния при тех же эксплуатационных возможностях и структуре.
Итак, вместо понятия "квартира-здание" мы пришли к понятию "квартира-механизм" (на фоне разрабатываемых нами концепций "города-механизма" и "города-случайности" (рис. 49). Нынешнее решение "дома-механизма" названо домобилем. Здесь нужно подчеркнуть главное: серийное изготовление квартир, понимав-
Механизм! манилуляци; Покрытия
Схема элементов

сканируется...
Рис. 49. "Домобиль". Международный конкурс. Голливуд, 1964 г.

Трансформируемый дом с задачей регуляции микроклимата помещений путем автоматического движения элементов кровли, 1964 г. Архит. А Мут-някович. План кровли; разрез и план здания (с зонами распределения требуемых температур); общий вид здания с открытой и закрытой кровлей
мых как механизм, до нескольких миллионов в год уже возможно сейчас.

Производственная программа, например, 10 тыс. единиц в год для нескольких сотен миллионов жителей не является бессмысленной. Недостаток предлагаемого решения дома-механизма заключен в невозможности достичь требуемой плотности агломераций посредством использования земли в один уровень.
Тем не менее этот абсурд проявляется в рамках статического рассмотрения событий. Факты различны. Эурополис (европейский город} Гудаппела является делом недалекого будущего, Эйкуменополис (мировой город) Доксиадиса — перспектива одного века — означает, что на одном квадратном километре будет жить 100 тыс. человек. Перспектива Фремлина на тысячелетие показывает, что вся поверхность земли, включая океан, будет покрыта 2000 ярусов рабочей и жилой зоны.



  . страницы:
1  10
2 11
3 12
4 13
5 14
6 15
7 16
8 17
9  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
A.S.P. — концепции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 


    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.