проект:   cih.ru / архи.всё -> архи ГЭК
   Буддийское искусство  Все архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
строительство

В буддийском искусстве Индии, Индокитая и Японии изображаются и индуистские персонажи -четырехликие и многорукие асуры, демоны, превратившиеся в защитников, стражей буддизма. Бодхисатвы, в отличие от будд, чаще представляются шестирукими в высоких тиарах южноиндийских правителей. В каменных рельефах индийских храмов непременно показывается сцена "Поклонения Священному дереву". В центре композиции - прорастающее сквозь древний жертвенник "Древо Бодхи" (Дерево Просветления, под которым сидел Будда) с симметрично расположенными ветвями (сравн. "Мировое дерево"). Вверху, в его ветвях - асуры, птицы и звери. Внизу, по обе стороны - последователи и ученики - архаты. Вокруг Дерева Бодхи изображается нечто вроде храма (аналог европейскому киворию) -Бодхи-Гхара. В буддийских храмах статуи будд или бодхисатв находятся в своеобразном алтаре - на возвышении в глубине зала. Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень - символ земли, круглая - символ неба. Изготавливались и небольшие переносные алтари. Позади головы будды изображается либо круглый нимб - солнце, либо мандорла особой миндалевидной формы ("мистический миндаль"). Иногда такая мандорла украшается по краям языками пламени и тогда она символизирует "явление духовного принципа" (см. также мандала). Среди прочих символов буддизма: ваза, ваджра (скипетр), чаша для подаяний, лук и стрелы, четки, плеть для наказаний, Колесо Сансары, или колесо Закона с восемью спицами (восемью нравственными законами). Символика положений тела и движений рук в буддийской иконографии называется мудра (санскр. mudra - знак, примета; см. также: Дарума; сутра; танка; тантра; Тара; чакра; чань). Буддийское искусство сформировало оригинальные типы сооружений: колонны - стамбхи, башни - шикхары, храмы - чайтьи и чанди. Буддийский храм-гора в комплексе с монастырем удлиненного плана, похожим на европейскую базилику, называется ват. Созерцательное "искусство жизни" требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому восточная архитектура, особенно буддийская, отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней. Главная идея буддийских сооружений - создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит не функционально-конструктивная идея вертикальной опоры и горизонтального перекрытия, а пластическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Сооружения буддийского Востока, в строгом смысле слова - не архитектура, поскольку они не тектоничны. Тибетские храмы и китайские пагоды (имеющие вполне функциональные и тектоничные прототипы) в своем завершенном виде кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветкам. Самые необыкновенные сооружения - ступы. Это не здания (внутри них ничего нет, только сплошной каменный массив с небольшими камерами-реликвариями и открытыми нишами для скульптур), а монолитные монументы. Они символизируют "творческое начало Вселенной", "импульс жизни", священную гору Меру, нирвану. Самые ранние ступы в Индии и Шри Ланке строились обычно полусферической формы, наподобие перевернутой чаши. Они называются анда (санскр. anda - яйцо), или гарба (garba - матка). Башнеобразные - пранг; колоколообразные - чеди. Другие названия: дагоба; субурган; тхат. "Зонт" на вершине башне-образных ступ символизирует "тень Священного дерева" (в некоторых учениях -верховную власть Будды). Навершия имеют символические наименования: "молодой лотос", "бутон банана", "бриллиантовый бутон". Навершия башенных храмов называются амалака (санскр. amalaka - "плод лотоса"). Существуют объяснения разнообразия форм ступ фаллической символикой, некоторые сделаны "в форме женской груди как символа зарождающейся жизни". Самые известные ступы: Санчи в Индии и Шведагон в Бирме. Во многих случаях буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающих основной объем. Это создает впечатление каких-то невероятно увеличенных резных изделий, сказочно вздымающихся в небо. Так в искусстве Востока проявился символизм, присущий всему средневековому творчеству (см. Ан-гкор-Ват; Бирмы искусство; Байон; Боро-бодур; Индии искусство; Камбоджи искусство; Китая искусство; Лаоса искусство; Монголии искусство; Таиланда искусство; Японии искусство). Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включают изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы, народные верования, а то и просто веселую, необузданную фантазию художника. Это животные, сказочные птицы и звери, духи плодородия в виде полнотелых красавиц в эротических позах, бурная растительность, придающая скульптурам вид каменных джунглей, герои эпоса "Махабхарата" и ведийских гимнов. Замечательны росписи пещерных храмов, символизирующих отшельническую жизнь Будды в пещере. Особенно прекрасны росписи Аджанты, создававшиеся на протяжении восьми с половиной веков (II в. до н. э.- VII в. н. э.). Они демонстрируют пластичность линий и тональных "растяжек", мягко моделирующих форму, отчего росписи плавно переходят в рельеф и сливаются со скульптурой. Расцвет буддийской скульптуры относится к IV-V вв., времени правления династии Гуптов в Индии (320-500). В эти годы изготавливалось огромное количество изображений Будды и бодхи-сатв из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости и камня, от маленьких, размером в 2-3 см, до огромных фигур в 54 м высотой. В Аюттхае (Таиланд) сохранилась лежащая под открытым небом фигура Будды из камня, длиной в 28 м (XV-XVI вв.). В юго-восточной Азии в XVI-XVII вв. распространен тип изображения Будды-Наставника, или "Царя Царей",-в высокой остроконечной короне и роскошных царских украшениях. Характерным для буддийского искусства Азии является стремление к контрастному сочетанию ярких, красочных материалов: золота и серебра, красного и черного лака, инкрустации цветным стеклом, фарфором, фольгой, перламутром, драгоценными камнями. С буддизмом связаны лучшие, классические произведения искусства Китая и Японии. В Индии в VII-XII вв. буддизм постепенно вытеснялся индуизмом с культами свирепых богов Вишну и Шивы, легкий и просветленный стиль буддийского искусства сменялся динамичными и экспрессивными образами брахманизма - своеобразным "барокко" искусства Востока. Зато неожиданно созвучным античной Греции оказалось искусство Кушанской империи и эллинистический стиль "греко-буддийского" искусства Гандхары (IV в. до н. э.- IV в. н. э.). Обогатившись достижениями античной пластики, буддийская скульптура создала тип стоящей фигуры Будды, задрапированной в подобие складок греческого киматия. В этих необычных статуях, в дальнейшем оказавших влияние на все искусство Востока, телесная красота античности соединилась с возвышенным состоянием покоя и внутреннего самоуглубления. Буддизм стал школой для нескольких поколений мастеров Китая, Индии, Персии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Учение буддизма, как ни парадоксально, привнесло в самобытные формы искусства Востока не только новую мифологию, но и пластические идеи, которые направили это искусство в русло западных, античных традиций (см. также ваби; восемь; Ганджур; "Древо Собрания Трехсот Изображений"; Лохань).

 

БИРМЫ ИСКУССТВО

БИРМЫ ИСКУССТВО - (англ. Burma, бирм. Mjanma). Бирма (самоназвание Мьянма) - государство в Юго-Восточной Азии, занимающее северо-западную часть полуострова Индокитай. Имеются археологические данные о существовании на этой территории древнего государства Пью (I-VIII вв. н. э.). Сохранились памятники буддийского искусства эпохи государства Паган (XI-XIII вв.) - ступы, храмы, монастыри (более двух тысяч сооружений, разбросанных на площади 40 кв. км). Паган основан в 849 г. Стиль его архитектуры, скульптуры, росписей складывался в ходе усвоения и переработки форм искусства Индии, идей индуизма и буддизма. Основной тип культовых сооружений - ступа, монолитная башня без внутреннего пространства и не предназначенная для нахождения там людей. Ступы символизируют "Мировое дерево", священную гору Меру и "творческое начало Вселенной". Для Бирмы наиболее характерны ступы в форме перевернутой чаши или колокола. Они строились из кирпича, штукатурились, покрывались грунтом и сусальным золотом. Одна из самых значительных - вызолоченная ступа Швезигон в Пагане (1084-1113). Ее название переводится как "Золотая земля Победы". Другая и самая знаменитая, - одно из грандиознейших сооружений Юго-Восточной Азии, - также находится в Бирме, в Рангуне. Это ступа Шведагон ("Золотой Дагон; бирм. dagon - ступа, XV-XVIII вв.) - комплекс храмовых сооружений на вершине холма: в кольце из маленьких ступ позолоченная башня взметнулась на высоту 100 м. Иной тип бирманской архитектуры - храмы ступенчатого силуэта. Их покрывали розоватой штукатуркой и украшали врезанным орнаментом - растительным и геометрическим. Особенно интересны сильно профилированные карнизы и навершия порталов, напоминающие языки пламени. Огромные массы материала - кирпича, штукатурки - перемещались "самым примитивным способом, из рук в руки по цепочке тысячами непрерывно работающих людей". В XV-XVI вв. получает развитие строительство деревянных храмов. В них использовалась ярусная система кровель, аналогично китайским пагодам, консольные конструкции и навесной резной декор. Темно-коричневый цвет дерева эффектно контрастирует с белизной штукатурки храмов и сияющей позолотой ступ. Внутри здания украшались росписями. Картину дополняют изысканные "пламенеющие" навершия вдоль кровель и у наличников окон, порталов (сравн. Бангкок). В XVIII-XIX вв. "лебединой песней" бирманской деревянной архитектуры стал г. Мандалай. В резьбе по дереву изображались духи - наты (в высокой наподобие ступы короне и с молитвенно сложенными руками), фантастические львы - чинтэ, таинственные существа - кейнари (верхняя часть человека, а снизу - крылья и лапы птицы), змееобразные драконы с львиными лапами - ная, змеи - наги. Все это перемежалось с натуральными изображениями животных и растительных побегов, листьев, цветов. Но основными были изображения Будды. В Бирме, также как и в Таиланде, особенно распространен тип Будды-наставника, "Царя Царей" в высокой остроконечной короне, в царской одежде и украшениях, и со стилизованными языками пламени на плечах - символом духовной силы, энергии. Вереницы натов в остроконечных головных уборах также кажутся издали языками пламени, птицы-кейнари вплетаются в растительный орнамент. Сказочность картины усиливается золочением и росписью разноцветными лаками. В декоративных панно используется сочетание росписи и гравировки по лаку с инкрустацией сусальным золотом. Оригинальная бирманская техника - рельефная аппликация по бархату или шелку с золотым шпилем и инкрустацией кусочками цветного стекла.
  . страницы:
1  11  21  31  41  51  61  71  81  91
2 12 22 32 42 52 62 72 82 92
3 13 23 33 43 53 63 73 83 93
4 14 24 34 44 54 64 74 84 94
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95
6 16 26 36 46 56 66 76 86  
7 17 27 37 47 57 67 77 87  
8 18 28 38 48 58 68 78 88  
9 19 29 39 49 59 69 79 89  
10 20 30 40 50 60 70 80 90  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
ШтоРаМаг — куб
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн ©  


    © Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.
  - СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
    © 2004 — 2019, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.