Центр Исследования Хаоса 
 
Пресс-релизы
Центра
Исследования
Хаоса
 
Музей Щусева

выставка «Римский мир»

фоторепортаж экскурсия по выставке

14 февраля в 18-00 в Музее архитектуры (ул. Воздвиженка, д.5) открылась выставка «Римский мир», на которой представлены рисунки и фотографии архитектора Максима Атаянца. На настоящий момент Атаянц – обладатель самого полного в мире собрания изображений античных памятников, сохранившихся до наших дней.

В экспозицию включены сто семьдесят фотографий и сорок пять рисунков римских городов и храмов, сделанных автором во время многочисленных поездок по странам южного средиземноморья – Алжиру, Тунису, Марокко, Ливии, Иордании, Сирии и Ливану. И это лишь малая часть коллекции, состоящей более чем из 20 тысяч изображений, собранных за три года. Коллекции, в которую вошли изображения отдаленных и труднодоступных памятников, которые можно увидеть, пожалуй, только, у Атаянца.

Максим Атаянц – убежденный последователь классических традиций в современной архитектуре, неслучайно критики называют его «архитектором поздней античности». На протяжении трех лет он путешествует по территории бывшей Римской империи, зарисовывая и снимая уцелевшие до наших дней античные памятники. В своих рисунках и фотографиях архитектор анализирует удачи и неудачи античных зодчих, фиксирует редкостные и типовые решения, смакует общие виды памятников и отдельные детали…

Уникальность этого собрания – не в выделении какого-то одного или нескольких самых ценных изображений, а в капитально полной фото-фиксации такого явления, как античность. Есть у коллекции и научная ценность: каждое фото аннотировано с научной тщательностью и скрупулезностью.

«Моей задачей было не включиться в звучный хор восхваления хитов, а актуализировать все явление, называемое Античностью. В том числе вернуть в культурный обиход памятники, многие из которых после крушения Рима были выключены из культурного контекста, – рассказывает Максим Атаянц. – Причины этому в разных географических ареалах свои. В странах исламского мира (изображения объектов отсюда составят первую часть экспозиции) напряжение культурной и экономической жизни резко снизилось – вместе с этим снизилось и человеческое присутствие. Римские артефакты оказались полу заброшены. Исключение составляет, только Петра, чьи впечатляющие резные гробницы часто использовал в качестве декораций Голливуд. Но если на Востоке античные памятники тонут в молчании, то в Европе ситуация обратная – они малозаметны на фоне колоссального культурного многоголосия. Например, огромное количество римских монументов сохранилось во Франции, но они теряются среди других объектов туристического паломничества».

Актуализация античных памятников – не единственная цель, которую преследует архитектор Атаянц. Он не просто собирает материал для курса истории античной архитектуры, который читает в Академии Художеств в Петербурге, он использует его для создания собственного художественного почерка. Богатый архитектурный язык античности становится для Атаянца отправной точкой для собственных поисков в постройках разного назначения – храмах (Церковь Святой Елены в Ленинградской области), общественных зданиях (салон «Калигула»), жилой постройке (таунхаусы «Ивакино-Покровское», частный дом на Остоженке). Он служит объяснением для заказчика, откуда в его особняке взялся такой карниз или капители. Нитью, связывающей былые времена и современность.

Неслучайно 20 февраля Максим Атаянц устраивает на выставке мастер-класс «Классические традиции в современной архитектуре».

перейти к просмотру

Куратор выставки: Владимир Седов


  антенна
пресс-релизы ЦИХа
 
 
 
ЦИХ работает с 28 августа 2005 года по адресу cih.ru
рекламный  
щит >
advertisment
Максим Атаянц
на сайте ЦИХ.ру
 
 
Центр
Исследования
Хаоса
см. также:
реликтовый ЦИХ
редакция ЦИХа
ra@cih.ru   radesign © 2008, архдиректор: Семён Расторгуев
редактор: Ольга Орлова
ЦИХ.ру © 2005—2008 2019

трансформируемая конструкция (развернуть и свернуть).