Центр Исследования Хаоса 
 
Пресс-релизы
Центра
Исследования
Хаоса
 

 

Норман Фостер. Пространство и время. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина

25.04.2006 - 02.06.2006
ГМИИ им. А.С.Пушкина, ул Волхонка, 12

Материалы к выставке

Замысел и музей
Одной из главных задач организаторов выставки — ГМИИ им. Пушкина и :марки:face:fashion: — стала
попытка обеспечить достойное и адекватное представление творчества Нормана Фостера
в контексте истории изобразительного искусства. Отобранные для экспозиции модели, маке-
ты, фотографии и рисунки мастера отражают все основные направления и периоды в биогра-
фии Фостера. При этом в отношении характера и особенностей экспозиции ставилась задача
подчеркнуть — всеми возможными способами — эстетические, а не только функциональные, свойс-
тва экспонатов, принимая во внимание особенности музейных залов. Выбор Пушкинского музея
в качестве первой в России площадки для представления Фостера российскому зрителю представ-
ляется идеальным — ГМИИ им. А. С. Пушкина изначально создавался как музей, охватывающий всю
мировую культуру (фундаментальной частью которой является архитектура), и ставящий перед со-
бой обширные просветительские задачи. Пожалуй, одной из важнейших сторон выставки «Норман
Фостер. Пространство и время» как раз и является музейный контекст истории изобразительного
искусства, который дает возможность увидеть в Нормане Фостере художника и понять, наконец,
в чем состоит истинное величие современной архитектуры.

Всемогущество и хай-тек
Говоря о творческом пути Нормана Фостера, необходимо в первую очередь отметить, что началь-
ный отрезок этого пути относят к периоду, который у старшего поколения ассоциируется с аб-
бревиатурой НТР (научно-техническая революция), с верой во всемогущество индустриального
разума. Архитекторы круга Фостера, в том числе один из его старших товарищей — Бакминстер
Фуллер, а также Прайс, Роджерс или, скажем, Гримшоу, пытались связать образы научной фан-
тастики с возможностями новых технологий. Оттого и сам стиль, который они создали, стал поз-
днее называться high tech. Придание структурам здания и его функциям — например, таким, как
вентиляция, — экспрессивной формы стало квинтэссенцией британского хай-тека, прародителем
которого является Фостер.

История и метафора
Анализируя процесс эволюции идей Нормана Фостера, понимаешь, что примеры из истории ар-
хитектуры превращались для него из предмета подражания, переосмысления, опровержения или
полемики в нейтральный «каталог мотивов» (Джереми Мелвин). Из этого каталога он черпал свои
идеи, избегая «драмы экстраординарных форм», в которую были погружены его коллеги, увлекав-
шиеся идеями деконструктивизма. Тем не менее Нормана Фостера не следует жестко связывать
с апологетами технического могущества или представлять сторонником тотальной власти консу-
меризма. Скорее напротив, он сумел различить признаки уязвимости и хрупкости современной
цивилизации, которые метафорически воплотил, скажем, в проекте Millenium Bridge (совместно
со скульптором Энтони Каро) — изящном, но довольно шатком сооружении, перекинутом через
Темзу по соседству со знаменитой Tate Modern.

Звезда и вечность
Лорд Норман Фостер — не только главная звезда современной архитектуры, но одновременно
и человек, стоящий над ней, переосмысливающий ее принципы. Отличие Фостера от прочих совре-
менных архитекторов в том, что он пытается строить надолго. Он не работает в формате быстро-
течной моды, его архитектура старается не быть аттракционом-однодневкой. В свою очередь, его
выставки проводятся в музеях старого искусства — нынешней выставке в ГМИИ предшествовала
выставка в Британском музее в Лондоне. Это принципиально: он пытается ввести архитектуру
в долгую историю, не туда, где царствуют последние выпуски газет и еженедельников, но туда, где
царят многотомные истории искусства от античности до сегодняшнего дня.

Изобретатель и совершенство
Норман Фостер изобретает все, из чего состоит архитектура. Заново изобретаются стены, окна,
крыши, конструктивные каркасы и ограждающие поверхности. Там, где единственная функция
стены — ограждение, у Фостера чаще всего появляется витраж –зачем строить стены, а потом
долбить в них дыры для окон? Правильнее сразу строить прозрачные стены. Фостер заново изоб-
ретает отношения здания и города. Здание есть отделенное от города пространство, город есть
собрание таких отделенных мест. А офис есть собрание отделенных друг от друга мест в одном
здании. Офисы Фостера — самое гуманное изобретение современной архитектуры за все время ее
существования. Офис становится сложным пространством, городом, площадью, улицей с домами.
С одной стороны, он изобретатель, с другой — перфекционист. Любую вещь, которую он делает,
он доводит до высшей степени технического совершенства. Для него экологический аспект архи-
тектуры является едва ли не ключевым. «Почему мы постоянно вводим искусственный свет, когда
можно проектировать здания, полные естественного света? Зачем нужны дорогостоящие системы
кондиционирования там, где можно попросту открыть окно?».

Реконструкция и развитие
Один из самых поразительных проектов Фостера — Swiss Re. В мире существуют тысячи небоскре-
бов, Фостер построил первый небоскреб с энтазисом (скульптурным расширением ствола колонны,
подчеркивающим действующие внутри нее тектонические силы). Благодаря энтазису, фостеровский
небоскреб не выглядит как техногенная форма. Он кажется естественным, как античная дорическая
колонна. Таким образом, становится ясно, что изобретательство и перфекционизм переосмыслены
у Фостера еще одной категорией, которая вовсе не свойственна ХХ веку. В архитектуре Фостера,
благодаря его «зеленым идеям», на свет неожиданно выходит забытая сегодня категория — гармония.
По сути пытаясь сделать здание более экологичным, он занимается ничем иным, как гармонизацией
архитектуры и ее окружения, ищет гармонию соединения здания и природы. И именно это встраивает
его в перспективу европейского искусства от античности до сегодняшнего дня. Отсюда же рождает-
ся одно из наиболее интересных направлений архитектуры Фостера — его реконструкции. Принцип
жесткого противопоставления нового, сегодняшнего пласта, и старой архитектуры сегодня принят
во всей Европе (кроме России), и Фостер ему следует. Однако только у него новый, техногенный архи-
тектурный пласт не выглядит агрессивным оружием, а исторический — израненным экорше, как это
принято в большинстве радикальных реконструкций. В большинстве проектов ему удается удержи-
вать их в состоянии равновесия. Нет более удивительной в своей точности реконструкции, чем двор
Британского музея — один из главных шедевров Фостера.

Вызов и ответ
Главное слово в архитектурном словаре Фостера — sustainability, что означает одновременно неза-
висимость и устойчивость к внешним воздействиям, своего рода «самостояние». Этот термин оли-
цетворяет формулу классики по Винкельману — «благородная простота и спокойное величие», что,
собственно, и является развернутой формулировкой фостеровских идей. В наши дни архитектура
парадоксальным образом возвращается к этому идеалу.
У лорда Фостера есть знаковая постройка — Carre d’Art в Ниме, в южной Франции. Многофункцио-
нальный комплекс, поставленный прямо напротив древнеримского храма. Придя к тому же масш-
табу и тем же пропорциям, что и римский храм, Фостер намеренно сопоставил свой объем с анти-
чным. Как вызов и ответ. От равного равному.
Как два самостояния.

По материалам статей Григория Ревзина и Иосифа Бакштейна
Москва, апрель 2006

www.normanfoster.ru


  антенна

 

экспозиция выставки:

Внутренний двор Британского музея
Реконструкция вокзала в Дрездене
Сейдж Гатешеад
Башня Столетия
Радиоцентр Би-Би-Си
Галереи Сэклера, Королевская Академия Искусств
Реорганизация Сокровищницы Ее Величества
Банк Гонконга и Шанхая
Башня Коммерцбанка
Центр Визуального Искусства Сэйнсбери
Остров Новая Голландия
Башня Тысячелетия
30-я Мэри Акс, Штаб-квартира Свис Ре
Башня Херста
Музей искусств в Бостоне
Храм искусств Наймса
Реконструкция Трафальгарской Площади
Комплекс Дойче Банка
Жилые дома Дайсбург
Академия бизнеса Бексли
Рейхстаг, Новый германский парламент
Ветряные турбины
Большая теплица
Дом Будущего в Санта-Мориз




пресс-релизы ЦИХа

 
 
 
ЦИХ работает с 28 августа 2005 года по адресу cih.ru
рекламный  
щит >
advertisment
Норман Фостер / Norman Foster
на сайте ЦИХ.ру
 
 
Центр
Исследования
Хаоса
см. также:
реликтовый ЦИХ
редакция ЦИХа
ra@cih.ru   radesign © 2006, артдиректор: Семён Расторгуев
редактор: Ольга Орлова
ЦИХ.ру © 2005—2006 2019

трансформируемая конструкция (развернуть и свернуть).